5. Малыш-фуникулер Хайфы
Меньше по протяженности лишь линия подземного фуникулера "Тюнель" в Стамбуле (две станции с расстоянием 573 метра между ними), однако она управляется стамбульским метро и не считается самостоятельной системой.
"Кармелит", открытый в 1959г., соединяет три района Хайфы – Кармель, Адар и Нижний город. Линия "Кармелит" – однопутная, с коротким двухпутным участком, который позволяет разъезжаться поездам, следующим вниз и вверх. На линии одновременно находятся два двухвагонных состава. Они установлены на стандартных железнодорожных колесах и движутся по обычному (не зубчатому) рельсовому пути. Вагоны и элементы транспортной системы произведены швейцарской компанией Von Roll.
Собственных двигателей вагоны не имеют, и их движение обеспечивается с помощью стальных тяговых тросов, приводимых в движение электромотором начальной мощностью 1350 лошадиных сил. В каждом поезде находится машинист, который контролирует движение состава, но не ведет его. Электромотор, приводной вал диаметром 5,5 метров и диспетчерская расположены на верхней станции "Кармелита" ("Ган а-Эм"), а депо и ремонтные мастерские – на нижней ("Кикар Париз").
Управление "Кармелитом" полностью автоматизировано: компьютерная система регулирует интервал движения поездов, считывая данные о количестве пассажиров с турникетов и уменьшая интервал в случае загруженности линии. В среднем поезда ходят раз в 10 минут. Общее время движения поезда между конечными станциями – около 8 минут. Они останавливаются на каждой станции, однако не все двери обязательно открываются: чтобы войти в вагон или выйти из него, необходимо нажать на кнопку в центре двери. При этом вход и выход производятся с разных сторон вагона.
На станциях "Кармелита" нет касс: билеты можно приобрести в автоматах. Стоимость проезда в 2012г. составила 6,6 шекеля (чуть больше 53 рублей), что совпадает со стоимостью билета на внутригородской автобус. В июле-августе 2006г., во время Второй ливанской войны между Израилем и террористической организацией "Хезболла", станции "Кармелита" служили общественными бомбоубежищами и были открыты круглосуточно, а вход на них был свободным. В настоящее время пассажиропоток составляет около 600 тыс. человек в год.
Фото Wikipedia, схема и станции метро "Кармелит"
Отметим, что "Кармелит" нельзя назвать метрополитеном в строгом понимании этого слова, поскольку его поезда движутся на канатной тяге. С технической стороны эта система является фуникулером, аналогичным тем, что есть, например, в Киеве или во Владивостоке. Тем не менее, маршрут "Кармелита" полностью пролегает под землей, что нехарактерно для фуникулеров, но вполне обычно для метро.
Еще одним нетипичным метрополитеном, претендующим на звание самого маленького метро в мире, является сверхлегкое мини-метро Перуджи (столица провинции Умбрия, Италия). Оно представляет собой автоматизированную систему рельсового транспорта с малогабаритным одновагонным подвижным составом. Вагоны приводятся в движение системой "пиплмувер" (people mover). Линия мини-метро длиной 4 км пролегает по специально построенным эстакадам. Пассажиропоток метро Перуджи (население города составляет около 160 тыс. жителей) составляет 9 тыс. 900 человек в день.