6. Туннель коммунизма Пхеньяна
Жители Пхеньяна могут гордиться тем, что метро появилось у них раньше, чем в Сеуле, столице Республики Корея, однако на данный момент протяженность линий метрополитена в южнокорейском мегаполисе почти в 15 раз больше (327,2 км). Кроме того, в Сеуле было построено 337 станций метро по сравнению с 17-ю (одна из которых - закрытая), существующими в Пхеньяне.
Названия станций Пхеньянского метро, как правило, не привязаны к городским объектам, а призваны напоминать о корейской революции. Например, "Пухын" переводится как "Освоение Родины", "Понгва" – как "Путеводная звезда", "Конгук" – как "Основание нации", а "Сымхын" – как "Три начала". Иностранным туристам демонстрируют лишь две станции – "Енгван" и "Пухын", которые в часы экскурсий ярко освещены. На остальных станциях работает лишь половина ламп, а некоторые вагоны серии D ходят неперекрашенными, в "одежде" из немецких граффити.
Жетоны и схема Пхеньянского метро
Станция второй линии "Кванмьен" ("Яркость") в начале 1995г. была закрыта для пассажиров, сейчас поезда проходят ее без остановки. Причиной этого стала смерть Ким Ир Сена в июле 1994г. Главная столичная резиденция вождя, возле которой расположена станция, – дворец Мансудэ – была превращена в мемориальный комплекс, или мавзолей, куда и было помещено забальзамированное тело "вечного президента".
Две линии Пхеньянского метро пересекаются между собой – имеется переход между станциями "Чону" ("Товарищ") и "Чонсын" ("Триумф"). Корейские власти намерены продлить каждую из линий на несколько станций, а также построить третью линию, которая пересечет обе существующие, пройдет под рекой Тэдонган и свяжет между собой северную и южную части Пхеньяна. В 1971г. в районе строительства будущей станции "Понгва" обрушились своды выработок. Катастрофа повлекла за собой гибель более 100 человек. Это заставило метростроевцев изменить расположение станции "Понгва" и отказаться от прокладки тоннеля под рекой Тэдонган.
Отдельного упоминания заслуживает подвижной состав пхеньянского метро. С 1973г. пассажиров перевозят вагоны DK4 китайского производства, разработанные изначально для пекинского метрополитена. В 1997г. Северная Корея закупила партию вагонов типа GI (Gisela), выпущенные в 1978-1982гг. в ГДР, однако уже четыре года спустя они по неизвестным причинам были сняты с эксплуатации. С 2001г. на обеих линиях эксплуатируются вагоны типа D (Dora), которые производились в Западном Берлине в 1957-1965гг. Власти КНДР при этом убеждают и туристов, и население, что все вагоны метро разработаны и произведены в Северной Корее.
Официально Пхеньянский метрополитен работает с 05:00 до 22:30, однако иностранцы, посетившие северокорейскую столицу, отмечают, что из-за дефицита электроэнергии в некоторые дни метро может открываться позже обычного, а закрываться – раньше. Интервал движения поездов может достигать 10-15 минут. Для оплаты проезда в Пхеньяне используются металлические жетоны. Стоимость проезда в Пхеньянском метро считается самой низкой в мире – в 2009г. она составляла 5 северокорейских вон, то есть около 3 американских центов.