Снежные мошенники
Снежная зима для главы немецкого железнодорожного концерна Deutsche Bahn (DB) Рюдигера Грубе в последние годы — серьезная головная боль. Ежегодно на очистку от снега примерно 33,5 тыс. км путей и перронов почти 5700 вокзалов страны DB тратит 30 млн евро. Часть этой суммы разворовывается недобросовестными подрядчиками, пишет Sueddeutsche Zeitung (SZ).
Deutsche Bahn, выручка которого в прошлом году равнялась 39,3 млрд евро, а операционная прибыль — 2,7 млрд евро, готовится к возможным снегопадам очень тщательно. Концерн закупает новые антиобледенители для поездов, оснащает железнодорожные стрелки электрообогревом, расширяет мастерские. Однако в течение всего года содержать тысячи работников для уборки снега ему не по карману, поэтому в зимние месяцы DB пользуется услугами аутсорсинговых компаний. Многомиллионный бюджет часто привлекает мошенников.
SZ стали известны два подобных случая. Так, Deutsche Bahn заключил договор с одной компанией, которая взяла подряд на уборку снега по всей железнодорожной инфраструктуре Берлина, а также в федеральных землях Бранденбург и Мекленбург — Передняя Померания. Фирма представила список более тысячи своих сотрудников, якобы готовых при первом же снегопаде отправиться на очистку путей. Однако поскольку работы на железнодорожном полотне связаны с особыми рисками, то DB дополнительно запросил у компании протоколы проведения инструктажа по технике безопасности. «Для того чтобы никто по невнимательности не оказался вдруг под колесами проходящего поезда», — пояснил Йозеф Ниман, который возглавляет группу юристов, экономистов и инженеров из 20 человек, занимающихся антикоррупционными расследованиями в концерне. Насторожиться коллег г-на Нимана заставило то, что в ответ на запрос фирма прислала необходимые подтверждения лишь на половину своих работников.
Тогда Deutsche Bahn затребовал у готовой очистить от снега чуть ли не пол-Германии фирмы номера договоров социального страхования ее сотрудников. В результате выяснилось, что эта компания, утверждавшая, что имеет более тысячи сотрудников, и собиравшаяся получить с DB за свои услуги 1,3 млн евро, располагает менее чем 40 работниками. Из-за затянувшегося разбирательства железнодорожный концерн потерял почти миллион евро, которые потребовал в ходе уже начавшегося судебного процесса.
Другой подрядчик, с которым Deutsche Bahn, кстати, сотрудничал в течение нескольких лет, воспользовался тем, что проконтролировать его работу на 801 железнодорожной станции в четырех федеральных землях достаточно трудно, завысил представленный счет на 1,2 млн евро. При проверке представленных для оплаты документов были обнаружены приписки и по количеству занятых на уборке снега людей, а также вскрылся обман по числу реально отработанных дней. Оказалось, что компания старательно трудилась даже тогда, когда снег вообще не шел. Теперь Deutsche Bahn собирается через суд потребовать у нее возмещение в размере 200 тыс. евро. За последние три года только с занимающихся уборкой снега фирм-мошенников немецкий концерн взыскал 4,5 млн евро.