Мексика рулит

Мексика стала одним из самых привлекательных в мире центров развития автопрома, в который переносят производство все больше ведущих компаний отрасли. На этой неделе свой новый сборочный завод в стране открывает японский гигант Nissan. Рост производства автомобилей в южном соседе США ударит в первую очередь по экономике Канады, полагают аналитики.
На этой неделе крупнейший производитель автомобилей в Мексике Nissan открывает в стране свою третью фабрику. В прошлом году компания выпустила в Мексике около 683 тыс. машин. С запуском нового завода в Агуаскальентес производственные мощности концерна увеличатся на 250 тыс. автомобилей. В основном здесь будут собирать компактные модели для североамериканского рынка, например Nissan Sentra. На 2016 год уже запланировано расширение завода, сообщает Reuters со ссылкой на источники. Затем здесь также будут осуществлять сборку моделей Infiniti и Mercedes-Benz (в сотрудничеcтве с Daimler).
Сегодня все больше автогигантов делают ставку на Мексику. BMW планирует начать сборку автомобилей в стране в 2017 году. Еще один немецкий концерн, Volkswagen, открыл в начале этого года завод по производству двигателей в Силао, инвестировав в него 550 млн долл. По подсчетам компании, он сможет ежегодно выпускать около 550 тыс. моторов. Компания намерена вложить в него еще 118 млн долл. Кроме того, в 2016 году в Сан-Хосе-Чьяпа откроется новый сборочный завод компании Audi, принадлежащий Volkswagen. Увеличить свои производственные мощности в Мексике также собираются Honda и Mazda. В этом году в стране выпустят в общей сложности 3,15 млн автомобилей (19% всех авто, произведенных в Северной Америке). Около 70% машин пойдет на экспорт в США (подробнее см. график).
Мексика привлекает автопроизводителей своей недорогой рабочей силой, выгодным местоположением и развитой системой договоров о свободной торговле с другими странами. «Это очень благоприятное место для сборки с использованием ручного труда. Там достаточно инженеров и квалифицированных рабочих», — пояснил CNBC аналитик Brookings Institution Марк Муро. По его мнению, в течение следующих десяти лет больше половины рабочих мест всего североамериканского автопрома будет приходиться на Мексику.
Кроме того, в Мексике самые низкие зарплаты в регионе. «Рабочий на автозаводе на севере Мексики может получать 3—4 долл. в час, а рабочий в том же Огайо — в пять—восемь раз больше», — говорит профессор Калифорнийского университета в Беркли Харли Шейкен. Мексика заключила больше договоров о свободной торговле, чем какая-либо другая страна в мире, что также делает производство именно здесь крайне выгодным. Некоторые аналитики уже называют Мексику «западным Китаем».
Больше всего от резкого подъема автопрома в Мексике пострадает Канада — IHS прогнозирует спад производства в этой стране на 20%. «Раньше Канада была местом с низкими затратами на производство и экспорт. Теперь по всем этим статьям более привлекательна Мексика», — рассказал Reuters аналитик Agile Group Майкл Трейси. США же при определенных условиях смогут составить конкуренцию латиноамериканцам, полагают эксперты. «Если США заключат договор о свободной торговле с ЕС и некоторые другие соглашения, а также продолжат процесс снижения затрат, нет никаких сомнений, что юго-восточные регионы США смогут конкурировать с Мексикой на равных», — говорит г-н Шейкен.