Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Автопром России: за 8 лет отрасль должна полностью обновиться

Новый режим промышленной сборки, условия которого были подготовлены в Министерстве экономического развития России в сотрудничестве с автопроизводителями, поставил перед последними нелегкую задачу: за дополнительные 8 лет беспошлинного ввоза автомобильных компонентов компании должны провести глобальную модернизацию существующих мощностей или построить новые производственные площадки. Кроме того, в новых условиях значится локализация производства до 60%, создание производства двигателей и трансмиссий, а объемы автомобилей, собираемых в режиме крупноузловой сборки, должны быть снижены до 5% от общего количества производимых в России.
Фото: РБК
Фото: РБК

Как все начиналось

История режима промышленной сборки уходит своими корнями еще в конец прошлого столетия, а именно в 1996г., когда в Калининградской области была запущена "отверточная" сборка на заводе "Автотор", где сейчас собирают уже более 20 моделей BMW, General Motors и KIA. С тех пор российскую территорию "освоили" большинство всемирно известных брендов, а отечественные модели все больше и больше теряют позиции в рейтинге популярности. Так, продажи тольяттинского автогиганта ОАО "АВТОВАЗ" ежемесячно снижаются на 10%, а западные конкуренты нагоняют "наших" семимильными шагами: продажи японского Nissan в России за четыре месяца 2012г. выросли на четверть, и это еще не самый высокий показатель роста.

Точкой отсчета для иностранного "нашествия" стал март 2005г., когда правительство приняло постановление №166, регламентировавшее тарифы на ввоз автокомпонентов для промышленной сборки. Тогда тариф был установлен на уровне 1-2% в течение 7 лет для организации производства на существующих мощностях и 8 лет для создания нового предприятия. При этом постановление подразумевало минимум производства в 25 тыс. единиц автомобилей, не ограничивая при этом максимальную мощность предприятия. Кроме того, согласно постановлению, автопроизводители обязывались ввести процессы сварки, сборки и покраски всех производимых моделей в течение 2,5 лет с момента запуска предприятия, а через 4,5 года довести уровень локализации до 30%.

Впоследствии в 166-е постановление вносились поправки, все более усложнявшие жизнь иностранцам в России. Так, мощность предприятия по новым правилам должна превысить 300-350 тыс. автомобилей, а производственные процессы дополнились штамповкой крупных деталей, производством двигателей и коробок передач. Нововведения коснулись и локализации производства – через 6 лет она должна достичь уровня в 60%, крупноузловая сборка должна быть сокращена до 5% от всего количества производимых машин, а сами компании будут обязаны открыть в России научно-исследовательские центры, призванные разрабатывать автомобили непосредственно для нашей страны. При этом, что касается пошлин, то они останутся на прежнем уровне лишь для тех компаний, кто согласится продлить соглашение еще на 8 лет. А так как большинство соглашений истекает в 2014г., то производители встают перед выбором: либо перейти на стандартные пошлины (14,5%), либо закрыть производство.

В чем выгода?

При всей кажущейся финансовой выгоде от создания местного сборочного конвейера, оказывается, что все не так просто. Например, директор завода "ПСМА Рус" в Калуге Дидье Альтон говорил о том, что себестоимость производства в России в среднем на 7% выше, чем в Европе. Однако установленные импортные пошлины находятся на таком уровне, что производители для сокращения издержек все же вынуждены открывать предприятия в России: пошлина на ввоз нового легкового автомобиля составляет 30% отпускной цены. При этом если организовать часть производства здесь, то снижаются и затраты на логистику, которые могут составлять до 20% от конечной цены.

"При нынешних пошлинах выгоднее собирать в России при условии льготного ввоза комплектующих, даже если издержки производства здесь выше", - подтверждает аналитик "ВТБ-Капитал" Владимир Беспалов.

Стремление государства привлечь инвесторов в отечественный автопром вполне очевидно, для этого и задумывались высокие заградительные пошлины на прямой импорт и льготные периоды на импорт. "Без защитных мер не удалось бы привлечь в Россию зарубежных производителей, а отрасль оказалась бы в очень тяжелом положении", - говорит В.Беспалов. Однако, по его мнению, основную проблему - существенную локализацию сборки и развития автокомпонентного бизнеса (т.е. заметного присутствия зарубежных производителей комплектующих) в России - решить все же не удалось. "В связи с этим и были введены новые правила промышленной сборки", - говорит аналитик.

Утвержденные в середине прошлого года новые правила промсборки подписали Volkswagen Group с ОАО "ГАЗ" по производству в Нижнем Новгороде, а также Ford-Sollers. Кроме того, множественное соглашение было подписано между АВТОВАЗ, Renault, Nissan, "ИжАвто", "КАМАЗ" и Mercedes-Benz по производству легковых и грузовых автомобилей. Отдельные соглашения подписали группа Fiat, General Motors и Magna.

Исполнение обязательств

При этом соглашения уже начинают воплощаться в жизнь: в мае 2012г. Nissan объявил, что удвоит инвестиции в завод в Санкт-Петербурге - к 2014г. японцы планируют дополнительно вложить в него 167 млн евро. Таким образом, мощность этого завода к 2014г. будет удвоена и составит 100 тыс. автомобилей год. Будет построено 50 тыс. кв. м новых производственных мощностей, в том числе новый штамповочный цех и цех по производству пластиковых деталей. Совместно с партнерами по альянсу Renault и АВТОВАЗ, Nissan вложит в развитие площадки "ИжАвто" 10 млрд руб. к 2016г. По словам президента АВТОВАЗа Игоря Комарова, на "ИжАвто" к 2016г. планируется выпускать до 300 тыс. автомобилей. На предприятии будут работать две линии, которые будут выпускать автомобили Lada Granta и другие модели на ее платформе. При этом неясно, будут ли в России производиться легкие коммерческие автомобили альянса.

Кроме того, в марте 2012г. стало известно, что Nissan планирует запустить в России производство и продажу недорогих автомобилей Datsun. Тогда сообщалось, что производство двух моделей под брендом Datsun будет запущено в 2014г., а в течение трех лет после этого модельный ряд будет расширен. В конце 2012г. совместно с альянсом Renault-Nissan российский автоконцерн начнет производство бюджетного седана Nissan Bluebird. Планируется, что с конвейера будут сходить 70 тыс. автомобилей в год.

Концерн Sollers на своем заводе во Владивостоке начнет в 2012г. производство пикапа Actyon Sports, а также новой версии кроссовера New Actyon с двухлитровым бензиновым двигателем (сейчас этот автомобиль предлагается с двумя версиями дизеля - мощностью 175 и 149 л.с.). Кроме того, в планах Sollers - партнерство с Mitsui и Mazda. "Совместно с Mitsui мы планируем запустить производство Toyota Land Cruiser на Дальнем Востоке. В 2012г. в рамках договоренностей с нашими партнерами мы намерены конкретизировать детали проектов и приступить к их совместной реализации", - говорит заместитель генерального директора российской компании Николай Соболев. По планам, объем крупноузловой сборки Toyota Land Cruiser Prado составит около 12 тыс. машин в год.

На заводе ГАЗа в Нижнем Новгороде в ноябре 2012г. будет запущено производство полного цикла Skoda Yeti, кроме того, на конец 2012г. - начало 2013г. запланировано производство Skoda Octavia и Volkswagen Jetta. Также в I квартале 2013г. на ГАЗе начнется сборка Mercedes-Benz Sprinter. Уже в 2013г. планируется собрать 9 тыс. автомобилей, а к 2020г. довести объем выпуска до 29 тыс. автомобилей. Соглашение об организации в России контрактной сборки легких коммерческих автомобилей Mercedes-Benz Sprinter "Группа ГАЗ" и Daimler подписали в конце прошлого года. Инвестиции Daimler в этот проект превысят 100 миллионов евро. Стороны также планируют локализацию производства двигателей, трансмиссий, мостов и других компонентов, которые будут использоваться на автомобилях Mercedes-Benz Sprinter и в продуктовом портфеле ГАЗа.

Чем грозит?

Пока квасные патриоты кричат о разбазаривании активов и смерти промышленности вообще и автопрома в частности, простые обыватели голосуют долларом. За 2011г. наши соотечественники потратили на покупку новых автомобилей 63,6 млрд долл., из них 90% от всей суммы (57 млрд долл.) пришлось на иномарки и лишь 10% (6,3 млрд долл.) "набрали" отечественные Lada и УАЗ.

Тем не менее В.Беспалов считает, что полное исчезновение отечественному автопрому не грозит. "В легковом сегменте сохранится бренд Lada, хотя перспективные модели все в большей степени будут разрабатываться в сотрудничестве с Reanault-Nissan", - поясняет он. Сами автопроизводители признают, что технологическое и качественное отставание российских автомобилей огромно, но преодолимо, и предпринимают шаги по обновлению.

По словам В.Беспалова, при условии удачного запуска новых моделей доля АВТОВАЗа в будущем будет свыше 20%, в других сегментах авторынка из российских брендов останутся КАМАЗ, ГАЗ (в т.ч. "Урал", ПАЗ, ЛиАЗ). "Специализацией российских производителей будет сегмент low-cost, в этом сегменте они могут остаться конкурентоспособными. При этом проблема технологического отставания будет решаться преимущественно за счет углубления кооперации с ведущими мировыми производителями", - подытоживает аналитик.

Так или иначе, глобализация – процесс неизбежный, а так называемый badge engineering, когда одну и ту же модель выпускают под разными брендами, уже прочно вошел в нашу жизнь. Так, может быть, если сопротивляться этому процессу уже не получается, стоит его возглавить?

Олег Болашев, РБК

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 16:51
«Биннофарм Групп» получила четыре награды конкурса «Платиновая унция» Пресс-релиз, 18:14
«Деловые Линии» расширили географию автоперевозок в Казахстан Пресс-релиз, 18:06
Баку и Ереван предварительно договорились о границах Политика, 18:03
Три продукта, которые нужно есть для густых и блестящих волос РБК и Мистраль, 18:03
G7 заявила о способности России завершить конфликт на Украине «сегодня» Политика, 18:02
Страны НАТО дадут Украине больше систем ПВО⁠ Политика, 18:01
ЦБ заявил о росте ипотеки в марте на треть за счет льготных программ Недвижимость, 18:00
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Главы МИД G7 призвали Россию соблюдать мораторий на ядерные испытания Политика, 17:59
Задержание и допрос подозреваемого в убийстве в Люблино. Видео Общество, 17:56
Какими будут последствия ночного удара Израиля по иранской авиабазе Политика, 17:52
Президент ЦАР допустил создание российской военной базы на востоке Политика, 17:46
«Манчестер Сити» отреагировал на информацию об интересе к Пиняеву Спорт, 17:39
Молдавия отказала в почетном карауле для перезахоронения советских солдат Политика, 17:37
Единственный турбинный завод на Украине решили перенести из Харькова Политика, 17:20