Эксперты: Закрытие игорных залов не решит проблему игромании
Пока федеральные власти решают, каким образом им запретить «одноруких бандитов», региональные законодатели стремительно разрабатывают свои нормативные документы. В Санкт-Петербурге, например, закон «О размещении объектов игорного бизнеса на территории Санкт-Петербурга» запрещает размещать игорные заведения в жилых помещениях, на территориях торговых рынков и зон и в других общественных местах.
В ноябре прошлого года столица приняла закон № 58 «О размещении объектов игорного бизнеса на территории Москвы». Регулирование в игорной сфере ныне осуществляется более чем 150 различными законами, подзаконными актами. В результате, по закону оказалось, что 80% всех столичных игорных клубов функционируют с нарушением соответствующего порядка. Поэтому такие заведения будут подвергать наказанию. В ближайшие два месяца в Москве будут закрыты более 500 игорных заведений. Оставшиеся казино и залы игровых автоматов будут выводить из 25-ти метровой зоны от метро, а также с улиц, из магазинов и временных павильонов. Городской бюджет из-за закрытия игорных заведений потеряет более 2,5 млрд рублей, более 150 тыс. человек занятых в игорном бизнесе, останутся без работы.
В Татарстане проект республиканского закона о размещении игорных заведений определил для игорных заведений специальные места - это поселок Камские Поляны и территория ипподрома в Казани. Если проект будет принят, владельцам бизнеса придется перевезти автоматы на территорию ипподрома, но, по мнению И. Динеса, долго они там не задержаться. «В проекте федерального закона, принятом ГД в первом чтении, размещение игорных заведений на ипподромах запрещено», - говорит депутат. По мнению И. Динеса, предприниматель в будущем может попасть в щекотливое положение: он должен будет выполнить предписание субъекта, например, «переселиться» на ипподром, либо он должен подчиниться федеральному законодательству. Представитель законодательной власти не исключает, что правовые коллизии приведут к массовому обращению предпринимателей в суды. Почва для этого имеется - в 40 регионах разработаны местные законы об игорном бизнесе, около трети субъектов федерации сумели их принять. Например, городское собрание Махачкалы приняло закон, согласно которому все игорные заведения будут выведены за пределы города. Интересно, что и в федеральном законопроекте тоже появлялась фраза о выводе за один километр от городской черты всех игорных заведений. Однако в последней редакции этот принципиальный момент исчез.
Между тем законодатели наносят удар за ударом не только по игорному бизнесу, но и по всей игорной индустрии в целом. Так, ошибкой назвал И. Динес решение сенаторов об отклонении закона, предлагавшего разрешить производство и реализацию игорного оборудования до момента вступления в силу новых правил лицензирования этой деятельности. В результате предприятия - производители специального игорного оборудования и комплектующих на полгода лишились права заниматься данным видом деятельности, поскольку не располагают необходимой лицензией.
"Индекс промышленного производства в нашей стране итак упал почти на четверть, поэтому необходимо, чтобы производители, способные делать оборудование внутри своей страны, получили все возможности для занятия своей деятельностью", - говорит И. Динес.
Некоторые эксперты считают, что после вступления в силу нового закона о государственном регулировании игорного бизнеса работать останутся единицы. Действительно, согласно принятому в первом чтении законопроекту «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», количество игорных заведений не может превышать одно на 200 тыс. жителей (квотирование вводится с 1 января 2009 г.). Для Москвы, Санкт-Петербурга и городов-курортников соотношение другое - 1 игорное заведение на 100 тыс. человек. Стоимость лицензии составляет 30 миллионов рублей, а минимальный размер капитала 600 миллионов рублей. «Однако, даже если вы заплатили миллион долларов, никто вам не гарантирует, что вы начнете работать», - говорит И. Динес. Кроме лицензии, бизнесмен должен получить еще разрешение на открытие игорного заведения в конкретном муниципальном образовании. Разрешения распределяются на аукционе, порядок и условия проведения которого определяет правительство, а непосредственно организует субъект РФ. Эксперты подчеркивают, что законопроект не регулирует деятельность игорных заведений, а формирует пул крупных игроков.
Между тем, по мнению И. Динеса, сокращение игорных заведений не решит проблему игромании, потребность в развлечениях будет компенсирована появлением большого количества азартных игр в Интернете и в мобильных устройствах.