Срок для закона
Госдума рассматривает поправки к закону «О Конституционном суде», согласно которым с трех до шести месяцев будет увеличен срок внесения изменений в законы, признанные противоречащими Конституции. Формальная причина — аппарат правительства не успевает приводить в соответствие с главным законом страны все отвергнутые судом акты. Некоторые депутаты выступили с критикой законопроекта, поскольку уверены, что он позволит власти беспрепятственно откладывать «на пыльные полки» нужные ей документы. Парламентарии выступают за введение штрафов за нарушение сроков.
Комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендовал принять ко второму чтению поправки к закону «О Конституционном суде». Их автор, глава комитета Владимир Плигин, предложил вдвое увеличить срок внесения правительством изменений в те законы, которые суд признал неконституционными. Предполагается, что это должно проходить в шестимесячный срок, если иной не указан в постановлении.
Предложение актуально: сотни законодательных актов остаются неисправленными после судебного решения в силу «перегруженности» правительственного аппарата. Как рассказал РБК daily глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев, в прошлом созыве Госдумы таких документов было более 1500. «Когда Сергей Нарышкин вступал в должность председателя Госдумы, он говорил в своей программе, что нужно ликвидировать этот разрыв, чтобы такие законы не накапливались. Дело неплохое, в общем», — одобрил поправки г-на Плигина коммунист.
Член думского комитета единоросс Владимир Поневежский назвал поправку необходимой. «Три месяца — очень мало, правительство в этот срок не укладывается. А решения суда нужно исполнять», — сказал депутат.
Коллега из «Справедливой России», зампред комитета Александр Агеев, напротив, не стал голосовать за поправки. Он возмущен тем, что правительство «ни разу не уложилось» в отведенные ему законом три месяца и теперь увеличивает этот срок в два раза. «Они, несмотря на многотысячный аппарат, не могут наладить работу, ничего не делают. На все эти вещи должны реагировать профильные министерства, но у них там очень длинная цепочка согласований, которая мешает нормальному развитию», — сетует он. По убеждению г-на Агеева, Госдума примет поправки, а нужно бы «вводить жесточайшую административную ответственность».
Упрекнул в нерасторопности кабинет министров и другой зампред комитета по госстроительству, Сергей Иванов из ЛДПР. «Правительство крайне медленно работает», — жалуется он. Но, по его мнению, вносить поправки после решения КС должен президент как гарант Конституции.
Первый вице-президент Международного союза (содружества) адвокатов, специалист по конституционному праву Петр Баренбойм резко осуждает проводимые поправки. Он обращает внимание, что депутаты предлагают формулировку «как правило, не позднее шести месяцев». По его мнению, это делает норму резиновой. «Есть в теории понятие «резиновая норма». Я считаю, такая формулировка нивелирует любое решение Конституционного суда. А депутаты идут на поводу у правительства», — подчеркивает он. Юрист отмечает, что он также против увеличения срока до полугода. «Трех месяцев более чем достаточно. Если суд говорит, что закон неконституционный, — это чрезвычайная ситуация, которую нужно разрешать сразу же», — поясняет он.