Уменьшили аппетит
Минвостокразвития предприняло вторую попытку представить Белому дому проект госпрограммы развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Раскритикованный ранее за фантастические суммы документ претерпел триллионные изменения. Общий бюджет программы урезан на 5 трлн руб. Обновленную версию планируется рассмотреть в правительстве уже на следующей неделе — 21 марта.
В конце ноября прошлого года Минвостокразвития получило выговор от Владимира Путина за то, что тормозит работу по подготовке госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». Во второй раз камень в сторону молодого министерства полетел уже от чиновников Белого дома в начале марта этого года, когда ведомство попыталось представить подготовленную госпрограмму с общим финансированием 16 трлн руб. и помощью из госказны размером 5,7 трлн руб. Правительство посчитало суммы заоблачными и попросило чиновников Минвостокразвития одуматься и уложиться в бюджетные лимиты.
Внесенный вчера в Белый дом очередной вариант госпрограммы (так называемый основной) отчасти пожелания правительства учел. Он предполагает, что на реализацию всех мероприятий хватит и суммы на 5 трлн руб. меньше ранее заявленной, то есть 11 трлн руб., а из госбюджета — почти на 2 трлн руб. меньше, 3,9 трлн руб. При этом внебюджетные источники (61%) оцениваются в 6,8 трлн руб., еще 0,3 трлн руб. (3%) — это средства консолидированных бюджетов регионов.
Основную часть средств федеральной казны (88%) предлагается направить на развитие транспортной (49%), энергетической (19%) и социальной (13%) инфраструктуры. А совокупный бюджетный эффект от реализации инвестпроектов в ближайшие 12 лет должен составить 4,9 трлн руб., что в 1,3 раза больше суммы бюджетных инвестиций, подсчитали в министерстве.
При разработке проекта ведомство Виктора Ишаева опиралось на прогноз развития России до 2030 года, подготовленный Минэкономразвития. Так, планируется, что ВРП в 2025 году по отношению к 2011 году вырастет в 2,2 раза, однако в структуре ВВП доля макрорегиона за этот период увеличится несущественно, с 8,6 до 8,8%, а в доходах консолидированного бюджета РФ — с 3,7 до 4%. Численность макрорегиона должна вырасти с 10,8 млн до 11,9 млн человек, а средняя продолжительность жизни — с 66,5 до 72,1 года.
Насколько благосклонно отнесется правительство к нынешним запросам Минвостокразвития — вопрос «чисто политический», уверен директор Центра исследований региональных реформ при РАНХиГС Александр Дерюгин. «Возможности у бюджета есть. Но все зависит от того, что мы хотим получить на выходе. Пока многие мероприятия госпрограммы выглядят довольно расплывчатыми. Более проходной вариант — это доведение до конца действующих программ плюс реализация наиболее понятных мероприятий», — считает он.
Всего существует несколько вариантов госпрограммы. Первый, форсированный, был как раз отвергнут Белым домом в начале марта, на второй, основной, Минвостокразвития сейчас сделало ставку. Оставшиеся предполагают развитие сценариев по худшим вариантам. Один предусматривает развитие макрорегиона общероссийскими темпами (общее финансирование — 4,3 трлн руб., из госбюджета — 2,1 трлн руб.), второй нацелен лишь на завершение существующих федеральных программ макрорегиона (общее финансирование — 1 трлн руб., из госбюджета — 586 млрд руб.). «Выбор варианта программы — за руководством страны», — отметил г-н Ишаев.
«У Минвостокразвития сложная судьба, оно возникло в результате ситуативных договоренностей и в условиях неясности, каким образом будет осуществляться финансирование дальневосточных программ. Ведомство обязано вести коалиционную игру, постоянно договариваясь с московскими министерствами», — говорит руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий Ростислав Туровский. По его словам, сейчас главным союзником ведомства г-на Ишаева является Минэкономразвития. «Когда им удается согласовать вопрос и прийти к компромиссу, все заканчивается хорошо. Но при этом Минвостокразвития все равно на втором плане», — добавляет политолог. Постоянная «разбалансировка» с вопросами по развитию Дальнего Востока связана именно с тем, что заинтересованных игроков много, а центрального органа фактически нет, считает г-н Туровский.