Сначала пушки, потом банкоматы
Во втором Минском соглашении подробно расписана военная часть – как и когда происходит прекращение огня и отвод вооружений, менее подробно – политическая, а экономические вопросы не решены вовсе.
Итогом минских переговоров стал подписанный участниками контактной группы документ под названием «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений». Президенты Украины, России, Франции и канцер Германии в Минске ничего не подписывали, но приняли декларацию в поддержку этого комплекса мер. В основе комплекса мер лежат пункты, которые уже были согласованы 5 и 19 сентября прошлого года. Однако принятый в четверг документ прописывает те же пункты более детально и устанавливает временные рамки для выполнения каждого из пунктов.
Отвод вооружений
Подконтрольные ополченцам территории в документе называются отдельными районами Донецкой и Луганской областей Украины. На них всеобъемлющее прекращение огня должно наступить с 00:00 15 февраля. Представитель ДНР Андрей Пургин ранее говорил, что незамедлительно прекращение огня наступить не может, так как решение должно быть доведено до сведения воюющих.
В соглашении нет прописанного решения по самой проблемной на сегодня точке – Дебальцево; по всей видимости, до вступления в силу перемирия следует ожидать самых ожесточенных боев и в Дебальцево, и в других местах; если в результате этого будет 200–300 погибших с любой из сторон, то это сорвет начавшийся процесс, и такое развитие ситуации, к сожалению, весьма вероятно, комментирует Арно Дюбьен, директор Франко-российского аналитического центра «Обсерво».
Отвод тяжелых вооружений должен быть произведен на равные расстояния для создания зоны безопасности шириной минимум 50 км в течение 14 дней. При этом буферная зона для реактивных систем залпового огня будет составлять 70 км, для РСЗО типа «Смерч», «Торнадо» и «Ураган» составит 140 км, сообщил по итогам переговоров президент Петр Порошенко.При этом для украинских войск тяжелые вооружения отводятся от фактической линии соприкосновения, для вооруженных формирований отдельных районов – от линии соприкосновения по Минскому меморандуму 19 сентября. Именно такую схему предлагали представители ДНР и ЛНР в плане, переданном контактной группе во вторник.
Мониторинг
Прекращение огня и отвод вооружений, как и в сентябрьских планах, должна верифицировать ОБСЕ. На организацию возложено и исполнение другого пункта соглашения – о выводе всех иностранных вооруженных формирований и наемников.
Это один из самых проблемных пунктов: миссия ОБСЕ, согласно документу, не расширяется, обращает внимание киевский политолог Вадим Карасев. На протяжении последнего полугода представители ОБСЕ не раз указывали на недостаток ресурсов для мониторинга всех сложных участков.
В четверг генсек ОБСЕ Ламберто Занньер на пресс-конференции в Днепропетровске снова сказал о том, что есть районы в Донецкой и Луганской областях, куда представители ОБСЕ попасть не могут.
Помогать ОБСЕ должны представители генштабов Украины и России. В пятницу начальники генштабов Виктор Муженко и Владимир Герасимов проведут встречу, цитирует Порошенко его пресс-служба. «В ближайшее время будет возобновлена деятельность совместного центра контроля за выполнением этих договоренностей», – сказал Порошенко.
Обмен пленными и проблема Савченко
На пятый день после отвода вооружений должен быть принят закон о помиловании и амнистии лиц, участвовавших в событиях в отдельных районах. Все заложники и незаконно удерживаемые лица должны быть обменяны по принципу «всех на всех». На переговорах Порошенко поднял вопрос об освобождении украинской летчицы Надежды Савченко, которая находится под следствием в России, сообщила его пресс-служба.
После этого адвокат Савченко Марк Фейгин написал в Twitter, что «дело Савченко формально продолжится. Оно завершится процессуальным способом».
Савченко не подпадает под процедуру обмена пленными между Украиной и провозглашенными Донецкой и Луганской народными республиками, заявили на пресс-конференции в Москве представитель Общественной палаты Георгий Федоров и член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод. По мнению Брода, должны быть соблюдены все формальные этапы – следствие, суд, рассмотрение обвинений, наказание или освобождение.
Граница
В пункте о границе указано, что восстановление полного контроля со стороны Украины может начаться только после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования при исполнении пункта о конституционной реформе. В первом Минском протоколе привязки к политическим изменениями на Украине не было – постоянно действующий мониторинг на границе должна была начать ОБСЕ, но в итоге ее присутствие было ограничено только двумя КПП, а российские официальные лица встали на позицию, согласно которой закрытие границы станет возможным только по окончании политического урегулирования.
Конституционная реформа, как сказано в документе, должна закончиться к концу 2015 года. По данным источника, близкого к руководству непризнанных республик, на все политические процессы уйдет в лучшем случае год, и все это время граница с Россией будет свободна от украинских пограничников.
Политическое устройство
Военные меры должны идти одновременно с политическим процессом. Главными законами, регулирующими дальнейшую политическую реинтеграцию отдельных территорий, должны стать законы Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах». Определить территорию этих районов должен парламент Украины. Закон об особых территориях уже принят Верховной радой и подписан президентом Петром Порошенко. Однако территории так и не были определены. Теперь определить территории Рада должна своим постановлением не позднее 30 дней с даты подписания документа.
Комплекс мер предусматривает, что к концу 2015 года на Украине будет принята новая конституция, ключевым элементом которой будет децентрализация, отдельные районы по отдельному законодательству получат особый статус, а на территориях этих районов пройдут выборы в местные органы власти, однако срок исполнения этой меры не оговорен. Разговоры о необходимости конституционной реформы на Украине идут с прошлого февраля, однако конкретные предложения не были вынесены на широкое обсуждение.
Особенные права территорий прописаны в примечании к принятому контактной группой плану. Предполагается, что участники последних событий должны быть освобождены от ответственности, у территорий должно быть право на языковое самоопределение, участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов. Отдельные районы должны получить право заключать соглашения с Киевом, Киев также должен содействовать трансграничному сотрудничеству районов с Россией. Там может быть создана народная милиция, а досрочно прекратить полномочия избранных представителей будет нельзя.
Экономические вопросы
Россия и представители ДНР и ЛНР неоднократно говорили о том, что условием реинтеграции станет восстановление экономики регионов. В комплексе мер указано, что стороны должны «определить модальности» восстановления социально-экономических связей, включая выплату пенсий и пособий. Вновь должны заработать безналичные расчеты, в том числе через банкоматы (они закрылись в конце прошлого года).
Сроки не прописаны. Москва требовала немедленной отмены блокады. Но президент Украины увязал это со стабилизацией политической ситуации. «Социальные выплаты должны быть возобновлены, но после стабилизации политической ситуации, проведения выборов и возобновления государственного суверенитета Украины на оккупированных территориях», – заявил в четверг Порошенко.
Решение трех самых проблемных вопросов – местные выборы, контроль за границами и конституционные реформы – растянуто по времени до конца года, понятно, что эти три вопроса взаимосвязаны, но это говорит и о полном отсутствии доверия, и о том, что каждая из сторон боится сделать первый шаг и потерять лицо, отмечает Дюбьен.
Ответственные за выполнение
Под комплексом мер стоят подписи второго президента Украины Леонида Кучмы, посла России на Украине Михаила Зурабова, представителя ОБСЕ Хайди Тальявини и глав самопровозглашенных ДНР и ЛНР Александра Захарченко и Игоря Плотницкого. Представители ДНР и ЛНР не раз оспаривали полномочия Кучмы на переговорах и в конце января грозили тем, что не будут продолжать переговоры, пока он не будет заменен. Однако его право участвовать в переговорах подтвердила и Москва.
Оценивая итоги переговоров, Кучма сказал Интерфаксу, что они являются прорывом, но впереди еще много работы для реализации. В таком же духе высказался министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер: «Достигнутое соглашение – это не прорыв, но оно может стать шагом в направлении от военной эскалации к политическому урегулированию».
Порошенко, по мнению эксперта, «выиграл» в том, что в документах нет слова «федерализация Украины», не фигурирует «внеблоковый статус», и при этом несколько раз говорится о «территориальной целостности». Ополченцы «получили» возобновление функционирования всех государственных механизмов и отмену блокады, Путин получил признание от Олланда и Меркель, его имидж может улучшиться, а это, в свою очередь, открывает путь к нормализации отношений между Европой и Россией, резюмирует Дюбьен.
При участии Марии Макутиной