Перейти к основному контенту

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Общество ,  
0 

Тарифы на взлете

Фото: Transport Photo Images
Фото: Transport Photo Images

Как стало известно РБК, уже в этом году московские аэропорты могут быть исключены из списка монополий и будут сами устанавливать тарифы на свои услуги. Пассажиры этого не заметят: доля тарифов в цене билета слишком мала.

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) разработала законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О естественных монополиях» (его текст опубликован на портале regulation.ru). Изменения предусматривают, что полномочия исключать предприятия из списка естественных монополий должны быть переданы от ФСТ правительству. Документ подготовлен для того, чтобы вывести из списка монополий московские аэропорты, дав им право самостоятельно устанавливать тарифы на те услуги, которые сейчас регулирует ФСТ, следует из пояснительной записки к документу.

Законопроект написан в рамках исполнения поручения Владимира Путина правительству – решить, нужно ли освобождать аэропорты Москвы от регулируемых тарифов, сообщил РБК правительственный чиновник, курирующий этот вопрос. По его словам, принципиальное решение по этому вопросу уже принято, и уже в этом году аэропорты, скорее всего, получат право самостоятельно устанавливать ставку всех сборов.

Тариф от государства

Сейчас часть тарифов, которые аэро­порты берут с авиакомпаний, устанавливается ФСТ. Например, служба решает, сколько брать за взлет и посадку самолета, регистрацию пассажиров, безопасность. Тарифы пересматриваются по запросам самих аэропортов, но каждый раз их повышение нужно обосновывать. Доходы от авиационной деятельности в московских аэропортах достигают 60–80% от выручки аэропортов, оценивает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, причем на регулируемые тарифы приходится около двух третей от поступлений по этой статье.

Аэропорты неоднократно обращались к властям с просьбой отменить регулирование тарифов. В августе 2014 года гендиректор Шереметьево Михаил Василенко говорил, что отмена госрегулирования тарифов нужна аэро­портам для улучшения конкурентоспособности. То же мнение – у Домодедово, говорит его представитель.

«У нас, конечно, возникнет соблазн поднять тарифы, но мы работаем в условиях жесткой конкуренции, поэтому делать этого не будем», – комментирует председатель совета директоров Международного аэропорта Внуково Виталий Ванцев. По его расчетам, в выручке аэропорта регулируемые тарифы составляют около 40%.

Исходя из этой оценки и выручки трех московских аэропортов за 2013 год (более поздних отчетов нет), речь идет о примерно 16 млрд руб. для Домодедово, 7 млрд руб. для Шереметьево и 1,8 млрд руб. для Внуково.

Пассажиры отмену регулируемых тарифов и вовсе не заметят: «Их доля в цене билета слишком мала – всего несколько процентов», – утверждает Ванцев. Для сравнения: доля топлива в себестоимости перевозок – около 30–40%, аэропортовое обслуживание – примерно 16,5%, техобслуживание и ремонт самолетов – 9%, зарплаты персоналу – 8%, аэронавигационное обслуживание – 4,6% (данные Росавиации).

Спасительная конкуренция

Практика показывает, что нерегулируемые тарифы в аэропортах всегда росли опережающими темпами, говорит представитель «Трансаэро», по­этому авиакомпания последовательно выступает против отмены тарифного регулирования. Представители «Аэро­флота» и «Сибири» не ответили на запрос РБК. Крупные авиакомпании работают как единое целое со своими базовыми аэропортами, друг без друга они не смогут существовать, так что, если решение будет принято, им придется договариваться о взаимоприемлемом уровне тарифов, рассуждает сотрудник российской авиакомпании из первой тройки.

«Аэрофлот» базируется в Шереметьево, «Трансаэро» – во Внуково. Причем «Трансаэро» два года назад перешла из базового для нее Домодедово, сославшись на то, что крупнейший по пассажиропотоку российский аэропорт перегружен и перевозчик не может как следует обслуживать пассажиров.

Если правительство примет решение об отмене регулирования, тарифы в Москве не будут превышать средних сборов в регионах, уверен представитель одного из крупнейших по пассажиропотоку российских аэропортов: в Московском авиаузле слишком высокая конкуренция, из-за которой аэро­порты не смогут «задрать» ставки.

ФСТ и ФАС сходятся во мнении, что конкуренция между аэропортами Москвы высока, и она будет сдерживать тарифы, подтверждает представитель Минэкономразвития.

Пока аэропорты находятся в списке естественных монополий, их контролирует ФСТ, объясняет представитель антимонопольной службы. Но когда они начнут устанавливать тарифы сами, ФАС будет следить за соблюдением законодательства и пресекать попытки воспользоваться доминирующим положением на рынке или возможность сговора между игроками, обещает он. ФСТ после исключения аэропортов из списка монополий будет мониторить тарифы и обращаться в ФАС, если увидит их неоправданный рост, утверждает представитель этого ведомства.

У ФСТ уже есть подобный опыт с морскими портами. В 2010 году служба прекратила устанавливать тарифы для стивидорных компаний, работающих в порту Санкт-Петербурга, теперь она их только мониторит. Позднее ФСТ отменила прямое тарифное регулирование для портов Азово-Черноморского бассейна, а в декабре 2013 года – для дальневосточных портов. Это не привело к росту ставок, некоторые даже снизились из-за падения грузопотока, утверждает сотрудник компании-стивидора, работающей в одном из этих портов.

Видеокадры с места пожара у аэропорта Минвод

Зеленский подписал закон об увеличении штрафов за нарушения воинского учета

Путин на вопрос о мирных переговорах ответил словами «нас не приглашают»

Пол Маккартни первым среди британских музыкантлв вошел в список миллиардеров

Терминалы Starlink, которые применяют ВСУ, вышли из строя

Минобороны опубликовало видеокадры с уничтожением безэкипажных катеров ВСУ

Как в России и других странах потребляют и производят вино. Инфографика

Чемезов оценил сравнение сегодняшней ситуации с серединой 1980-х. Видео

Боррель пообещал, что ЕС не признает независимость Тайваня

Президент Сербии Вучич процитировал маршала Жукова

Во что инвестирует герой «Игры на понижение»? Сделки Майкла Бьюрри

Российский автомобиль «Атом» вывели на открытые тесты. Фото

В Москве не будут строить слишком маленькое жилье. Что это значит

Какая обувь опасна для здоровья. Карточки

Авторы

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 18 мая
EUR ЦБ: 98,78 (-0,12)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Курс доллара на 18 мая
USD ЦБ: 90,99 (+0,06)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
ЕС ужесточил требования к ввозу домашних животных из России и Белоруссии Общество, 21:58
В Кремле сообщили о подготовке визита Путина в Северную Корею Политика, 21:54
Пострадавшим от паводка в Оренбургской области выплатили ₽7 млрд Общество, 21:36
Как прошла велогонка «Садовое кольцо». Фоторепортаж Спорт, 21:35 
Испанский тренер продолжит возглавлять «Сочи» после вылета из РПЛ Спорт, 21:29
В Чечне назвали мошенниками тех, кто помог девушке сбежать от родни Общество, 21:27
В Белгороде прогремели взрывы после объявления ракетной опасности Политика, 21:20
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Россия отправила в Китай первый «Мясной шаттл» Бизнес, 21:15
«Краснодар» отправил «Сочи» в Первую лигу и сохранил шансы на чемпионство Спорт, 20:59
В Большом театре эвакуировали людей во время спектакля Общество, 20:54
Миранчук сделал голевую передачу в матче чемпионата Италии Спорт, 20:51
Путин назвал горячей ситуацию с паводками и пожарами в ряде регионов Политика, 20:48
Российский боксер Ковалев уступил в первом бою после двухлетнего перерыва Спорт, 20:47
В Белгороде ответили на упрек в отсутствии «молитвенного ажиотажа» Общество, 20:41