Ватикан сохранил свои тайны
Ухудшение здоровья, возможно, было не главной причиной сложения с себя полномочий папой Бенедиктом XVI. Возглавив католическую церковь в 2005 году, он хотел многое изменить в системе ее управления, но внутреннее сопротивление организации оказалось слишком сильным. Ватикан по-прежнему остается одним из самых непрозрачных и закрытых в финансовом плане сообществ в мире.
Назначенный на 28 февраля уход папа Бенедикт XVI объяснил «тяжестью груза своего поста». При этом свои должностные полномочия он осуществлял не только как духовный лидер. Папа привлек сторонних экспертов к управлению банком Ватикана Istituto per le Opere della Religione (IOR, Институт религиозных дел). Понтифик, в частности, хотел, чтобы Ватикан оказался в списке тех государств, которые, по оценкам Организации экономического сотрудничества и развития, безупречно выполняют все международные правила прозрачности и борьбы с отмыванием денег. Однако справиться с этой задачей ему не удалось.
IOR, чьи активы оцениваются в 6 млрд евро, по сути, является офшорным банком. Он не имеет банковской лицензии и не публикует финансовую отчетность. Это странное учреждение, которое, отгородившись от внешнего мира, находится в стенах Башни Св. Анны, а средствами которого управляют 150 сотрудников, больше походит на некое общество по осуществлению доверительных операций. Во всяком случае, так считает эксперт в сфере финансов, профессор Университета Луис-Гвидо Карли в Риме Марио Комана. IOR он называет «атипичным субъектом, не имеющим аналогов в западном мире», это и не управляющая компания, и не банк, и не инвестфонд. Но главное, что IOR функционирует вне всякого контроля. В отчетность IOR не может заглянуть ни финансовый надзор Центробанка Италии, ни какая-либо международная контрольная организация.
Скандальные сообщения о деятельности IOR регулярно украшают первые полосы газет. Итальянские прокуроры не раз обвиняли банк Ватикана в отмывании грязных денег в интересах политических деятелей Италии и боссов мафии. В последнее же время прозвучали подозрения, что IOR замешан в махинациях, связанных со скандалом вокруг банка Monte dei Paschi di Siena (в конце января этот старейший банк Европы сообщил о своих возможных убытках на сумму до 720 млн евро по сделкам на рынке деривативов).
Бенедикт XVI в сентябре 2009 года привлек в качестве главы IOR человека со стороны — авторитетного банкира из Santander Этторе Готти Тедески. Однако потребовавшего строгого соблюдения правил новичка здесь встретили в штыки, и уже в мае 2012 года г-ну Тедески пришлось подать в отставку. По его словам, он «оказался слишком близко к правде». К попыткам Бенедикта XVI докопаться до этой самой правды о финансовых механизмах IOR следует отнести и созданное им в конце 2010 года ведомство финансового надзора Autorita per la Informazione Finanziaria, возглавить которое он пригласил участника скандальных разоблачений в концерне Siemens Ренэ Брюльхарта.
Однако усилия Бенедикта XVI постоянно наталкивались на сопротивление, причем с самых разных сторон. Например, экспертная группа Совета Европы по борьбе с отмыванием денег Moneyval отвергла его намерение превратить IOR в прозрачно работающий банк. При разбирательстве же получившего название «Ватиликс» скандала, когда камердинер папы римского Паоло Габриэле был уличен в краже секретных документов с фактами неблаговидных сделок IOR, упор был сделан не на содержании этих бумаг, а лишь на недостойном поступке Габриэле.