Иран манит запасами
Иран, в отношении которого были введены санкции со стороны США и Евросоюза, рассчитывает на инвестиции со стороны российских нефтяных компаний. Страна предложила им принять участие в своих проектах. Откликнулась пока только «Зарубежнефть». Остальные нефтяники могут не принять это предложение — слишком велики риски, считают эксперты.
Иран предложил российским компаниям принять участие в освоении ряда нефтегазовых месторождений, сообщил вчера министр энергетики Александр Новак по итогам заседания российско-иранской межправительственной комиссии, передает агентство РБК. Для этого страна даже готова внести соответствующие изменения в законодательство.
Российские компании уже работали в Иране, правда недолго. В 2008 году «Газпром нефть» и Национальная иранская нефтяная компания (NIOC) подписали меморандум о разработке нефтяных месторождений Азар и Шангуле, расположенных на блоке Анаран. В 2011 году Иран обвинил «дочку» «Газпрома» в затягивании сроков работ на месторождениях, и та была вынуждена уйти из страны. По другой версии, «Газпром нефть» просто не торопилась с проектом из-за опасения санкций со стороны США.
В 1996 году США приняли закон, который позволяет американскому правительству применять меры против иностранных компаний и физических лиц, если они инвестировали в энергетический сектор Ирана более 20 млн долл. ЛУКОЙЛ, работавший на иранском блоке Анаран, в 2010 году отказался от проекта.
Экономические санкции в отношении Тегерана, введенные Евросоюзом в 2012 году, содержат в том числе запрет на импорт, приобретение и транспортировку нефти и нефтепродуктов. В итоге с марта по декабрь прошлого года экспорт иранской нефти снизился на 40%, а доходы от него упали на 45%.
По словам Александра Новака, желание участвовать в углеводородных проектах на территории Ирана изъявила «Зарубежнефть». Компания находится в 100-процентной собственности государства, поэтому санкции со стороны США ей не очень страшны. Но представители самой «Зарубежнефти», как и других нефтяных компаний («Газпром нефть», ЛУКОЙЛ, «Башнефть», «Роснефть»), от комментариев отказались.
Иран, конечно, может изменить законодательство и дать возможность российским компаниям заключать не сервисные контракты, а договоры участия, говорит аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров. Впрочем, уверен он, страна вряд ли на это пойдет. Отечественные компании все равно не будут заинтересованы в участии в иранских проектах, так как кроме экономических существует немало политических рисков.
Иран — член ОПЕК — добывает порядка 4 млн барр. нефти в сутки и планирует увеличить добычу до 5 млн барр. Добыча газа составляет 60 млн куб. м в сутки.