Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

При каких условиях сработает платный въезд в Москву

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива

Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что решение о плате за въезд в Москву не принято и всерьез не обсуждалось. Но рано или поздно такая плата все равно будет введена. Вопрос в том, какой она будет и поможет ли разгрузить город от пробок.

Новости о возможном введении платного въезда в Москву появились в ноябре, но их можно было ожидать и раньше, когда стало ясно, что платные парковки в одиночку не справляются с проблемой пробок. Это раздражает население: права водителей ограничены, а плодов ограничений не видно. Но и ждать этих плодов без принятия более радикальных мер не стоит. Не нравятся пробки и прямая дискриминация сограждан – значит, придется платить.

Но помогут ли эти новые меры побороть пробки? Озвучивался вариант, согласно которому за право въезда на МКАД или ТТК могут взимать 200 руб. Но ограничить въезд только на два кольца, которые строились специально для разгрузки вылетных магистралей, – значит перенаправить часть транспортного потока обратно на эти магистрали, которые просто встанут со всех направлений. Более того, сумма 200 руб. для среднестатистического московского водителя не является запредельной и мало кого заставит отказаться от автомобиля.

Введение платы за въезд в пределы центра Москвы (в глубь Третьего транспортного кольца) обещает быть более эффективной мерой борьбы с пробками. Исследование, проведенное Лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики в 2013 году, показало, что около трети автомобилистов не хотят в принципе платить ничего за право въезда в центр города. Этого числа водителей плюс тех, кто готов платить лишь очень скромные деньги (например, 50 или 100 руб.), в целом должно хватить, чтобы уровень пробок в рабочие дни упал до уровня выходных.

Эти оценки согласуются и с мировым опытом. В Лондоне после введения в 2003 году платы за въезд в центральную часть города (сейчас это 11,5 фунта) уровень загрузки всех дорог упал примерно на 30%. Теперь это город без пробок.

Однако введения платы как таковой недостаточно. Прежде всего отказаться от пользования собственным автомобилем на деле могут не все, кто принципиально против платы. Наши оценки показывают, что при не очень большой плате за въезд москвичи откажутся от автомобиля только в том случае, если плата будет сопровождаться дальнейшим ростом времени в пути – то есть когда совокупные затраты времени и денег на поездку окажутся слишком высокими. Если же плата будет заметной, к примеру 1000 руб. за одну поездку, то пробки, конечно, сократятся, но это чревато и серьезными протестами.

Безусловно выигрышного варианта просто нет. Однако если плата за въезд все-таки будет введена, то цена должна быть такой, чтобы примерно каждый пятый автомобилист отказался от поездки в центр. Исходя из наших исследований, сегодня это сумма порядка 300–400 руб. в день. Кроме того, цену стоит определять с запасом: ведь даже если платный въезд ограничит число желающих попасть в центр города на машине, у тех, кто заплатит, будет стимул передвигаться по центру только на машине. Если это не учесть, то пробки в платной зоне снова будут расти.

Надо учитывать и издержки горожан. Те, кого платный въезд вынудит отказаться от поездки, испытают неудобства; те, кто будет платить, ощутят снижение дохода; поставщики товаров включат плату за въезд в их цену, дополнительные издержки понесет бюджет (на систему взимания платы).

Избежать бурного роста недовольства возможно, только если все последствия будут очень тщательно просчитаны, а затем вынесены на широкое обсуждение. Москве в этом отношении очень далеко до мировых стандартов. В Лондоне о планах платного въезда начали говорить в 1995 году, закон приняли в 1999-м, а ввели в 2003-м, после многих тысяч часов экспертных слушаний и публичных отчетов.

Сергей Собянин сказал, что плата за въезд может быть введена лишь после того, как вопрос будет проработан и обсужден с жителями. Хочется надеяться, потому что в Москве многие городские инициативы и решения принимаются келейно и реализуются поспешно. Если это наложится на вполне ожидаемые технические проблемы, перед городскими властями встанет один из самых серьезных вызовов за всю историю.

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 26 апреля
EUR ЦБ: 98,71 (-0,2)
Инвестиции, 25 апр, 16:51
Курс доллара на 26 апреля
USD ЦБ: 92,13 (-0,37)
Инвестиции, 25 апр, 16:51
«Зенит» захотел выручить от будущего контракта с букмекером до ₽2 млрд Спорт, 07:30
На Сахалине водитель снес памятники и проехал по могилам на кладбище Общество, 07:09
Во ВШЭ описали пути выхода из «лабиринта санкций» Экономика, 07:00
AP сообщило об отводе ВСУ танков Abrams из-за российских дронов Политика, 06:46
Жительница Владивостока впала в кому после операции и умерла Общество, 06:35
Крупные банки усилили блокировку карт подставных лиц мошенников Финансы, 06:00
Суд Нью-Йорка отменил приговор Харви Вайнштейну Общество, 05:56
Онлайн-курс Digiital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В ДНР сообщили об уходе ВСУ с позиций в важном укрепрайоне Политика, 05:50
Минск прописал в военной доктрине возможность помогать союзникам Политика, 05:34
Ван И предупредил об усилении «негативных факторов» в отношениях с США Политика, 05:04
Bloomberg узнал о планах Трампа ввести санкции из-за дедолларизации Политика, 04:52
Алсу извинилась за нечестную победу дочери в шоу «Голос» Общество, 04:19
Самарскому вице-губернатору вручили повестку и пригрозили уголовным делом Политика, 03:52
Застреливших семерых человек военных передали военной полиции Политика, 03:51