Перейти к основному контенту
Общество⁠,
0

Великое вымирание: кто сменит нынешних чемпионов российского бизнеса

Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

Санкции, падение цен на нефть, девальвация рубля – сейчас не самые главные события в российской экономике. Гораздо важнее структурная перестройка, начавшаяся в 2011–2012 годах и открывающая огромные возможности для предпринимателей. По масштабу и интенсивности этот процесс сопоставим с серединой 1990-х. Но так же, как и в середине 1990-х, публика его абсолютно не замечает.

Из любопытства я полистал российскую прессу за 1995 год. Тогда много писали о криминальных разборках, чеченской войне, угрозе распада России. И конечно же, о главном вопросе любого интеллигента – пора или не пора «валить». Ничего только не писали о новых возможностях для фантастического успеха Сергея Галицкого, Евгения Чичваркина, Аркадия Воложа. Правильно ли было принимать предпринимательские решения в 1995 году, ориентируясь на публикации в прессе? Оглядываясь назад, ответ очевиден.

Что же сегодня происходит с российской экономикой с точки зрения предпринимателя? Рискну сказать, что санкции, падение цен на нефть, девальвация рубля – не самые главные события, хотя они и сильно ускорили уже идущие процессы. Гораздо важнее структурная перестройка, начавшаяся в 2011–2012 годах и открывающая огромные возможности.

Всю вторую половину 2000-х у российской розницы был очевидный лидер. Не­ограниченный административный ресурс, доступ к мировым рынкам капитала, харизма и колоссальный опыт Михаила Фридмана – все это, казалось бы, гарантировало лидерство X5 на десятилетия вперед. Чтобы даже попытаться тягаться с «Альфой», надо было быть по меньшей мере Алишером Усмановым или Сбербанком. Сегодня X5 стоит в пять раз дешевле невзрачной, казалось бы, компании из Краснодара, в которой нет даже звездных менеджеров-экспатов.

Группа так называемых государственных олигархов сложилась к середине 2000-х. Государство сделало ставку на мегапроекты – инфраструктурное строительство, саммит АТЭС, Олимпиаду в Сочи. Де-факто неограниченный бюджет и прямой доступ к руководству страны, казалось бы, гарантировали избранным огромные доходы. И действительно, государство, не скупясь, наращивало бюджеты и довело проекты до завершения. Но из участников этих «олимпийских» забегов мало кто унес ноги от банкротства. Строить не то что с прибылью, а хотя бы без катастрофических убытков оказалось куда сложнее, чем получать госконтракты.

Потребительское кредитование массово ворвалось в жизнь россиян в 2004–2006 годах. Финансовые аналитики, захлебываясь от восторга, говорили о сумасшедшей доходности «Хоум Кредита», «Русского стандарта», ТКС. К середине 2013 года рост потребительского кредитования стал замедляться. Ретейлеры потребовали свою долю доходности от выдачи кредитов в торговых точках. Бухгалтерские трюки вроде отнесения невозвратов по ранее выданным кредитам к растущей базе новых кредитов перестали работать. ЦБ озаботился регулированием. Прогнозы сумасшедшей прибыльности в будущем оказались несостоятельными. Глаза финансовых аналитиков потухли; стоимость вчерашних чемпионов пошла вниз.

Это всего лишь несколько иллюстраций к новому этапу развития российской экономики. Еще до событий 2014 года под ударом оказались банки, дистрибьюторы, девелоперы. А ведь похолодание в экономике только начинается!

Стремительно взлетевшая за 15 лет российская экономика – огромный клубок неэффективностей, эдакий паноптикум, лежбище динозавров. Хотя у каждой компании есть свои проблемы, общая черта подавляющего большинства крупных игроков на рынке – неготовность к реальной рыночной конкуренции. Не просто отдельные компании, а целые отрасли нежизнеспособны в условиях слабого государства, снижения реальных доходов населения, развития современных технологий.

Рыночная экономика не терпит вакуума. Кто придет на смену слабеющим чемпионам 2000-х? Кто через 10–15 лет станет новым Галицким или Воложем? Некоторые признаки новых лидеров назвать можно уже сегодня. Узкая отраслевая специализация жизнеспособнее, чем несфокусированные конгломераты и «группы компаний». Региональный персонал дешевле и гибче, чем избалованные банками, нефтянкой и транснациональными корпорациями жители столиц. Технологичность и эгалитарная культура динамичнее, чем бюрократия и администрирование по модели «бей – беги». Способность адаптировать наиболее успешные мировые модели и практики экономичнее, чем изобретение велосипеда.

Какие отрасли имеют наибольшие шансы на развитие во время похолодания? Те, для которых местный персонал наиболее критичен и в развитии которых Россия так сильно отстала от всего мира. Туризм, гостиничный и ресторанный бизнес. Транспорт и логистика. Ретейл и бытовые услуги. Образование, медицина и социальная поддержка.

Новые чемпионы появятся очень быстро. Уверен, сегодня не только мы не знаем их имен – сами эти предприниматели еще не подозревают, какую роль сыграют в эволюции бизнеса в России. Но я совершенно уверен в одном: сегодня они не задают себе интеллигентский вопрос, пора или не пора «валить», не жалуются на действия ЦБ или заявления МИДа. Они очень внимательно смотрят по сторонам, быстро адаптируются к меняющимся условиям и сосредоточенно работают для достижения успеха.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 22:04
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 22:04
Почему Египет импортирует продукты питания РБК и РЭЦ, 22:23
FT узнала о возможности ЕС бессрочно заморозить российские активы Политика, 22:19
В Запорожье восстановили пропавшее из-за непогоды электроснабжение Общество, 22:05
Истина в стекле: как выбрать винные бокалы РБК и СберПервый, 22:05
Сын Трампа допустил, что его отец выйдет из мирного процесса по Украине Политика, 22:00
Ферстаппен фразой «не так уж и плохо» оценил второе место в «Формуле-1» Спорт, 21:59
Это на новый год: куда ездят отдыхать россияне РБК и Ozon Travel, 21:46
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Welt узнала о жалобах Мерца из-за слов «маленький нацист» и «пьяница» Политика, 21:41
Три истории из 2027 года: чем удивит многозадачный курорт на берегу реки РБК и Dream Riva, 21:40
В Сочи на несколько минут объявили опасность БПЛА Политика, 21:40
Глава JPMorgan рассказал о рисках для США из-за «слабой» Европы Экономика, 21:31
Как малый бизнес превращает операционку в стратегическое преимущество Отрасли, 21:23
Сверхсекретная база времен холодной войны: что посетить в Крыму РБК и ВТБ, 21:23
Почему HR-автоматизация становится ключом к устойчивости бизнеса Отрасли, 21:23