Контрабандистам икры развяжут руки
Пяти прикаспийским странам – России, Казахстану, Туркмении, Азербайджану и Ирану удалось договориться по "икорной проблеме" после почти года споров. Впрочем, отмечает издание, этой договоренности могло и не быть, если бы не забил тревогу постоянный комитет Конвенции ООН о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (CITES).
Ухудшение экологии из-за увеличения добычи нефти, а также появление зловредного гребневика мнемиопсис – малоизвестной рыбы, которая на корню уничтожает кильку и мойву, чем обрекает на голод благородных осетров и севрюг, – это лишь часть причин экологической катастрофы на Каспии.
Главная угроза же исходит от браконьеров. По данным CITES, сегодня нелегальный вылов осетровых в Каспийском море в 15 раз выше официального. Издание приводит статистику Госкомстата РФ: если в 1990 году легально поставляли 12 тыс. тонн икры, то в 2000-м все 5 прибрежных стран добыли всего 470 тонн. При этом мировой рынок не только не почувствовал дефицита, а даже наоборот - контрабандисты позаботились о том, чтобы насытить рынок икрой.
Мировой рынок черной икры контролируется выходцами из Турции и Объединенных Арабских Эмиратов. Несмотря на то что в территориальных водах этих стран нет осетровых, турецким и эмиратским предпринимателям удалось взять под контроль контрабанду икры из прикаспийских государств. Это фактически монополия, подчеркивает газета: на Каспий приходится 90% мировых запасов осетровых, а прибрежные страны поставляют на мировой рынок 95% производимой на планете черной икры. После распада СССР лидирует на этом рынке Иран. А доля России упала до 10%.
Основные потребители каспийской икры - США и страны Западной Европы. Туда уходит более 90% осетровой и белужьей икры как легального, так и нелегального происхождения. Опасаясь уничтожения осетровых в погоне за прибылью, европейцы требуют наложить эмбарго на поставку осетра, белуги и севрюги на мировые рынки.
"Новые известия" напоминают, что такое эмбарго уже однажды вводилось. С 20 июля по 31 декабря 2001 года CITES запрещал прикаспийским странам – России, Казахстану, Азербайджану и Туркмении добывать и экспортировать икру осетровых. Тогда запрет не распространялся только на Иран, где, по мнению экспертов CITES, установлена жесткая государственная монополия на вылов, переработку и реализацию этих видов рыб, что исключает браконьерство.
Но введенное эмбарго так и не принесло ожидаемых результатов. На мировом рынке место легальной икры заняла контрабандная, так как прикаспийские страны не вели жесткую борьбу с браконьерством. Эксперты CITES объясняют это коррумпированностью властей, участвующих в нелегальном икорном бизнесе. Поэтому, считают представители CITES, эффекта от запретительных мер не будет, пока сами прикаспийские страны не начнут совместную борьбу с браконьерством, заключает издание.
Отметим, что несмотря на сокращение CITES общей квоты, квота России сохранена на уровне 2003г. – в текущем году на экспорт будет поставлено 30 т икры.
Экспортные квоты на черную икру устанавливаются в конце года перед началом рождественского сезона - наиболее оживленного для ее производителей. Для всех прикаспийских государств действует правило CITES о снижении промысла белуги как наиболее редкого вида осетровых на Каспии.
"Икорная" проблема касается не только Каспия. Вчера в Магаданском рыбном порту сотрудники управления по борьбе с организованной преступностью обнаружили на одном из судов 1,5 т контрабандной лососевой икры. Оперативники установили, что криминальный груз, не имевший сопроводительных документов, принадлежит 54-летнему жителю Магадана, который планировал отправить его за границу. Следствие не исключает, что это не первая контрабандная партия икры, вывезенная с территории области морским транспортом. Изъятый груз передан на хранение.
Как сообщили в пресс-службе Главного управления МВД России по Дальневосточному федеральному округу, с начала 2004г. дальневосточная милиция пресекла деятельность 14 организованных преступных групп, незаконно реализовавших водные биоресурсы. В целом в ДФО было выявлено 1 тыс. 154 преступления в сфере добычи, переработки и реализации рыбы и морепродуктов. К уголовной ответственности по этим преступлениям были привлечены 487 человек, что почти на 70% больше, чем за аналогичный период прошлого года.