Деревянный велосипед
Дмитрию Медведеву предложили развивать бизнес-отношения России и США через электронную систему поиска потенциальных партнеров в обеих странах. Глава правительства заинтересовался идеей, но усомнился, не станет ли она изобретением «деревянного велосипеда», ведь эту функцию уже выполняют многочисленные бизнес-ассоциации.
Вчера в Екатеринбурге открылась Международная промышленная выставка «Иннопром-2013». Одним из центральных событий должна была стать пленарная сессия «Глобальные стратегии», где в качестве выступающего был заявлен премьер-министр Дмитрий Медведев. Однако на мероприятии он так и не появился. В отсутствие главы кабмина сессия носила тревожный характер. Начав с обсуждения инноваций и их влияния на экономический рост, большинство участников сошлись во мнении, что в ближайшее время России вообще не стоит надеяться на какой-либо рост. По словам главы «Роснано» Анатолия Чубайса, максимум, на что может рассчитывать страна, это рост на 2% по итогам первого полугодия. Впрочем, «волшебная пилюля», по мнению Анатолия Чубайса, существует: государству нужно больше развивать такие сектора экономики, как IT, рынок светодиодов и др.
В более оптимистичное русло обсуждения перетекли лишь после долгожданного приезда премьер-министра. Дмитрий Медведев приехал гораздо позже обозначенного в программе времени. Общение с представителями бизнеса началось с обсуждения темы дизайна. И неспроста. На выставке творческий подход чувствовался во всем: от молодежного проекта символа Екатеринбурга, в котором уральцы шутливо обыгрывали местные истории (к примеру, по легенде о метеорите Мите, он упал на Урал, так как «тут клево и люди продвинутее — ценят качественное зрелище»), до стенда «Россетей» с человеческими фигурами из проводов.
От дизайна перешли к вечной теме об инвестиционной привлекательности регионов. Участники дискуссии пришли к выводу, что положительные тенденции есть, проблема в том, что издалека нельзя оценить все возможности ведения бизнеса в стране. «Те, кто уже работает в России, более здраво относятся к привлекательности», — отметил представитель компании KPMG. «Понимают, что здесь происходит», — согласился Дмитрий Медведев.
Спокойный тон дискуссии сохранить не удалось. От представителя иностранного бизнеса поступила жалоба на дискретные таможенные ставки: на одни товары — нулевые, на другие — 15—20%. «Для производства в России это явный минус. Есть ли у правительства планы по таможенному режиму, чтобы стимулировать инвестиции хотя бы на три года?» — спросил он. Глава кабмина объяснил, что в ряде случаев ставки устанавливаются по «своим причинам» из-за наличия аналогов продукции внутри страны, но проблему отчасти может решить реализация «дорожной карты» по таможенному регулированию.
Другой американский бизнесмен предложил Медведеву простимулировать рост малого бизнеса «по американской модели», создав систему, которая бы объединяла похожие компании. «Можно начать пилотные проекты — взять пару штатов и регионов России и объединить их бизнес», — выпалил предприниматель. «Вполне разумная система», — согласился премьер-министр, но отметил, что для этого уже существуют общественные бизнес-организации, торговые палаты и т.д. «Если вы считаете, что нужно создать отдельную систему, которая будет этим заниматься, можем подумать над этим… Не нужно создавать деревянный велосипед — то, что уже существует. Надо посмотреть, чем можно дополнить существующие механизмы, и обсудить», — добавил глава кабмина. По его словам, такое взаимодействие может быть полезным для увеличения торгового оборота между Россией и США. Президент РСПП Александр Шохин напомнил, что бизнес-организации и так проводят подобные встречи, но предложил рассмотреть предложение во время визита американского президента Барака Обамы в Москву.
По словам вице-президента Торгово-промышленной палаты Георгия Петрова, связи между иностранными компаниями на уровне регионов, штатов и земель действительно имеют огромный потенциал развития. Работу в этом направлении нужно активизировать, но для этого не обязательно создавать дополнительные структуры, уверен он. «Мы, например, и так регулярно проводим встречи, на которых российские и зарубежные регионы проводят презентации своих инвестиционных потенциалов. Это очень эффективная форма установления контактов между предпринимателями», — заявил он РБК daily.
«Потребность в такой системе действительно есть, но мы ею уже занимаемся, — рассказал газете президент «Деловой России» Александр Галушка. — Внутри нашей организации создан международный совет, через который мы представляем российскому бизнес-сообществу иностранных предпринимателей, заинтересованных в привлечении российских партнеров или в инвестициях в проекты в России. В рамках международного совета прорабатываются и различные информационно-технологические решения для установления таких связей».