В России бум MBA-образования
"Если раньше в стране было мало выпускников MBA – те, кто с хорошими оценками заканчивали хорошие школы, получали некую добавленную стоимость, – говорит в эфире телеканала РБК в программе "Сфера интересов" партнер рекрутинговой компании Amrop Hever Антон Стороженко. – Это был определяющий стимул для того, чтобы многие после окончания вузов ехали за рубеж за MBA". Но по мере насыщения рынка специалистами спрос на них акцентируется в меньшей степени.
А насыщение рынка происходит, как уже говорилось, темпами в 30% за год. "РФ занимает третье место в мире (из 26 стран) по числу аккредитованных школ MBA после Великобритании и Франции, – рассказал ректор Высшей школы международного бизнеса, глава Российской ассоциации бизнес-образования Леонид Евенко. – Лицензии на преподавание программ MBA есть у более чем 80 вузов, но реально действует около 30 школ. Притом лидируют на рынке около 10, выпуская ежегодно порядка 400 человек, еще 15 школ могут похвастаться классами в 50 человек – то есть в целом более тысячи специалистов в год".
"Но в гонку за MBA вступили также традиционные вузы, – добавляет ректор Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) АНХ при правительстве РФ Сергей Мясоедов, – ведь эти программы платные, следовательно, у вузов появляется еще один источник доходов". Очевидно, растущее предложение программ MBA обусловлено спросом со стороны самих менеджеров, мечтающих о повышении зарплаты: каждый третий ожидает, что по окончании курсов увеличит годовые доходы на 30-50%. Прежде всего это менеджеры средней генерации, отмечает С.Мясоедов.
MBA предполагает западную школу преподавания, ориентированную на практику: это тренинги, key-studies, постоянный обмен опытом, развитие личной компетенции и т.п., тогда как традиционное высшее образование ограничивается лекциями и семинарами. Впрочем, "российский стиль" чувствуется и в преподавании MBA в РФ, подчеркивает Л.Евенко. "Тем не менее, люди с дипломом MBA в России, так же как и на Западе, покупают три ценности: знания и навыки, общение с теми, кто будет с ними сидеть за одной партой и, наконец, бренд, – резюмирует спрос на MBA С.Мясоедов, – бренд, который будет их поддерживать в течение всей жизни".
И в России уже можно говорить о сформировавшихся брендах MBA-школ: ВШМБ АНХ, ИБДА АНХ, ИМИСП, ГУ-ВШЭ, "МИРБИС" и т.д. Причем MBA предлагается в разных прочтениях: kingston, хейвардская школа и т.п. Но при возможности оторваться от работы на 2 года, больших ресурсах и знании иностранных языков, несомненно, стоит ехать в международные брендовые школы, советует С.Мясоедов - Гарвард, Стенфорд, Лондонская школа бизнеса и т.д. (порядка 10 всемирно-известных брендов). Хотя если говорить о средних американских или европейских школах, качество российских аналогов не хуже, соглашаются аналитики.
Здесь в зависимости от места работы на выбор предлагаются российские или зарубежные программы MBA. Последние, прежде всего, рассчитаны на российских сотрудников иностранных компаний и работников экспортноориентированных российских компаний. Тогда как для управленцев, специализирующихся на отечественном рынке, востребована российская школа, адаптированная к российским же реалиям.
"Все чаще клиенты обращают внимание на такое понятие, как программы executive MBA (для руководителей), причем они предпочитают изучать их на Западе, - поделился А.Стороженко. – Эти программы позволяют получать столь необходимое дополнительное образование без отрыва от производства, а также сеть важных знакомств в бизнес-среде, войти в которую иначе человек, может быть, и не смог". Оценить спрос на выпускников executive MBA довольно сложно (на российском рынке представлено около 20 таких программ: как российских, так и зарубежных). "Дело в том, что люди, которые получают executive MBA, демонстрируют парад швейцарских часов по 15-20 тысяч долларов, - объясняет С.Мясоедов. - Уже создав свой бизнес, они хотели бы перегруппироваться или уйти в качестве наемного топ-менеджера в другую компанию, а если они уже топ-менеджеры, то думают о создании собственного бизнеса". Обычно эти программы нацелены на деспециализацию – поднять людей над функциями.
Но оговоримся, что обычные учащиеся MBA только ориентированы на карьеру. Причем согласно random-опросам, до 20% из них пользуются кредитами на образование. Похоже, эти кредиты все-таки "отбиваются" - если верить статистике, которую предлагают школы MBA, 50-60% выпускников меняют работу с повышением – именно поэтому, как правило, обучение оплачивается из собственного кармана. Ведь работодатели не заинтересованы в утечке кадров. Как бы то ни было, растущее в России число магистров MBA по-прежнему не может покрыть дефицит управленческих кадров - по мнению многих, этот факт только подтверждает формальность MBA-образования в стране.
Остается добавить, как и раньше, предложение программ MBA в России сосредоточено, главным образом, в Москве. "82,5% всех выпускников – из московских школ, еще 9% - Питер, - говорит Л.Евенко, - остальные (около 9%) - это регионы. Начинают открывать филиалы, но предпочитают делать это, например, в Казахстане". Такая стратегия развития соответствует и новому тредну в программах MBA, которые все больше внимания уделяют процессам глобализации: изучению опыта не только ЕС и США, но и Китая, стран ЮВА и т.д.