Концепция без права переписки
В профильном комитете Госдумы недовольны намерением Минкомсвязи без согласования с Белым домом изменить концепцию правительственного законопроекта о почтовой связи. В новой версии остались нормы, не устраивающие депутатов.
Решить без правительства
Министерство связи и массовых коммуникаций планирует внести поправки ко второму чтению правительственного законопроекта о почтовой связи через депутатов Госдумы, а не по стандартной для таких случаев процедуре, когда поправки министерств и ведомств утверждаются правительственной комиссией по законопроектной деятельности и вносятся от имени правительства. Об этом сообщил РБК собеседник в Госдуме и подтвердил источник в министерстве. Было понятно, что проект потребует серьезной переработки, но внесение переписанного документа через депутатов — собственная инициатива министерства, сказал собеседник РБК в аппарате правительства.
Новый текст законопроекта «О почтовой связи» подготовлен экспертами в рабочем порядке, сейчас его обсуждает рабочая группа при комитете Госдумы и эксперты «открытого правительства», сказал РБК заместитель министра связи Михаил Евраев в ответ на просьбу прояснить намерения и действия министерства. Он отметил, что Минкомсвязи по поручению правительства утвердило концепцию развития почтовой связи до 2020 года.
Законопроект о почтовой связи необходим для решения важных для отрасли вопросов — начиная с возможности приватизации «Почты России» и заканчивая получением гражданами пенсий, других социальных выплат и изданий по подписке, указывает думский собеседник РБК. Действия министерства могут объясняться разногласиями в правительстве по поводу дальнейшего развития «Почты России», в частности, связанными с возможностью ее приватизации; министерство могло обратиться к депутатам, понимая, что подготовленные им поправки вызовут критику со стороны других ведомств, не исключает источник. Он напоминает, что руководство Думы также не раз высказывалось против обращений к депутатам министерств, пытающихся ускорить процедуру принятия законов.
«Это [действия министерства] не было с нами согласовано, дальше будем работать в установленном порядке», — в свою очередь сказала РБК Алия Самигуллина, пресс-секретарь вице-премьера Аркадия Дворковича, курирующего эту сферу.
Председатель комитета по информполитике Леонид Левин комментировать сообщения собеседников РБК отказался, но отметил, что комитет хотел бы видеть поправки правительства и понимать его позицию при подготовке законопроекта ко второму чтению, так как документ был внесен в Госдуму правительством и вызвал большой резонанс. Комитет не рассматривал его больше года, ожидая поправок правительства, отметил председатель.
Рабочая группа при комитете по информполитике для обсуждения поправок министерства не собиралась, говорит источник РБК в аппарате комитета. Левин это не комментирует.
Новая концепция
Новый закон о почтовой связи должен полностью заменить действующий с 1999 года, по‑новому определив правовые, организационные и экономические основы деятельности ФГУП «Почта России» и других операторов почтовой связи. Действующий больше 15 лет закон устарел и не соответствует изменившейся реальности, сказано в пояснительной записке к проекту, внесенному в Думу правительством в декабре 2013 года. В марте 2014 года документ был принят Госдумой в первом чтении, несмотря на критику со стороны экспертов, депутатов, а также Счетной и Общественной палат.
«Проект, принятый в первом чтении, вряд ли можно назвать проходным, он нуждается в серьезной переработке. И, конечно, без понимания позиции правительства рассматривать подобного рода ключевые для страны проекты ни политически, ни экономически неправильно, особенно после того, как к проблеме было привлечено внимание президента», — пояснил Левин РБК.
На медиафоруме в конце апреля журналисты задавали президенту Владимиру Путину вопросы о подписке и доставке печатных изданий, а также о дальнейшем развитии «Почты России» в целом, напоминает Левин. Вопросы, касающиеся «Почты России», очевидно, войдут в перечень поручений президента по итогам той встречи с журналистами, полагает он.
Первоначальный вариант законопроекта критиковали за предложение о разделении почтовых услуг на универсальные и курьерские (предполагалось, что курьерские подразделения будут обособлены и станут самоокупаемыми, а универсальные будут существовать за счет субсидий из бюджета) и за положения о возможности приватизации «Почты России». Профильный комитет по информполитике также указывал на многочисленные расхождения проекта с терминологией Всемирного почтового союза. Комитет по финансовому рынку (соисполнитель по законопроекту) выступил против предоставления почтой банковских услуг.
Переработанный Минкомсвязи законопроект (есть у РБК) замечания думских комитетов в целом учел. Разделение почтовых услуг на универсальные и курьерские исключено (предложены обязательные и оплачиваемые по тарифам, отличным от стандартных) — идея выделения в отдельную организацию прибыльных направлений «Почты России» нерациональна, пояснил РБК Евраев. Упоминание о возможности оказания почтой банковских услуг в новом проекте также отсутствует.
Но часть серьезных замечаний к документу не была отражена в заключении профильного комитета по информполитике, у которого во время первого чтения законопроекта был другой председатель, лишенный позже неприкосновенности и смещенный с поста Алексей Митрофанов, указал думский собеседник РБК. Этих незадокументированных замечаний доработанный проект не учитывает: в частности, сохранена возможность приватизации «Почты», беспокоившая депутатов: в новом проекте, в отличие от действующего закона, нет упоминания о государственных унитарных почтовых предприятиях («Почта России» сейчас имеет статус ФГУПа). Не устранены многие противоречия документам Всемирного почтового союза, отмечает собеседник РБК.
В целом поправки меняют концепцию проекта, констатирует думский собеседник. А регламент нижней палаты не допускает изменения концепции законопроектов без ее повторного обсуждения, то есть без возврата к процедуре первого чтения. Следствием нарушения процедуры принятия закона может стать признание его неконституционным, сказано в постановлении Конституционного суда от 5 июля 2001 года.
Услуги обязательные и запрещенные
Переработанный документ вводит принципы конкуренции между операторами почтовой связи. Один из них будет назначен ответственным за предоставление пользователям обязательных услуг: пересылки отправлений по государственным тарифам. Назначенный правительством оператор получит исключительные права на участие в международном почтовом обмене и предоставление услуги почтовых денежных переводов. Он также будет обязан доставлять печатные издания по подписке, пенсии и пособия.
К числу обязательных услуг будет отнесена и пересылка электронных отправлений с помощью государственной электронной почтовой системы. Тарифы на необязательные услуги оператор будет устанавливать самостоятельно.
Расширяется перечень предметов и веществ, запрещенных к пересылке. К запрещенным сейчас оружию, наркотикам, взрывчатым и радиоактивным веществам, ядовитым животным и растениям, деньгам (за исключением пересылаемых Центробанком), скоропортящимся продуктам и загрязняющим веществам новый документ предлагает добавить запрет на пересылку сведений, составляющих государственную тайну, средств для негласного получения информации («жучки»), неядовитых животных и насекомых, драгоценных камней и металлов (исключение — ювелирные изделия). Запрет на пересылку денег и иностранной валюты в случае принятия закона будет полным — доработанный документ не содержит исключения даже для Центробанка и его подразделений.
Принятый в первом чтении проект запрещал пересылать лишь оружие, наркотики, ядовитые и загрязняющие вещества.