Из инвесторов — в акционеры
Агентство Moody’s считает, что новые правила учета субординированных инструментов в капитале российских банков увеличат риски их кредиторов. В случае возникновения проблем у банка, выпустившего подобные бумаги, их держатели станут акционерами кредитной организации.
С 1 марта Банк России изменил правила учета субординированных облигаций в капитале российских банков в соответствии с рекомендациями «Базеля III». По новым правилам банки смогут включать в капитал субординированные долговые инструменты при условии, что их можно конвертировать в акции при снижении достаточности базового капитала до уровня ниже 6,4%. «Суборды», выпущенные до 1 марта и не соответствующие новым требованиям, будут исключаться из расчета капитала по 10% в год.
Агентство Moody’s подготовило обзор финансового сектора Credit Outlook, в котором сообщило, что введение некоторых норм «Базеля III» для российских банков повышает риски их кредиторов. Аналитиков агентства беспокоит, что держатели субординированных займов, которые выпускают кредитные организации, в одностороннем порядке рискуют стать акционерами таких банков. «Никто не будет спрашивать инвесторов, хотят они этой конвертации или нет. Вся идея состоит в том, чтобы помочь банку «выкарабкаться из ямы» и при этом снизить расходы государства по его спасению», — говорит аналитик Moody’s Евгений Тарзиманов.
Главный аналитик отдела анализа долговых рынков UFS Investment Company Дмитрий Назаров оценил примерный объем субординированных евробондов российских эмитентов на вторичном рынке в 6—9 млрд долл. В настоящее время у ВТБ в обращении находится субординированных еврооблигаций на 2,25 млрд долл., у Сбербанка — на 2 млрд долл., у Газпромбанка — на 1 млрд долл., у РСХБ — на 800 млн долл. У частных банков объемы выпусков евробондов поменьше: у Альфа-банка — 750 млн долл., у Промсвязьбанка — 600 млн долл., у ХКФ Банка — 500 млн долл., у Кредит Европа Банка — 250 млн долл., у банка «Русский стандарт» — 350 млн долл.
По словам начальника казначейства Металлинвестбанка Селима Агарзаева, в условиях роста банковских активов для сохранения достаточности капитала им потребуется новый капитал, поэтому кредитные учреждения будут выпускать субординированные инструменты по новым правилам. «Но инвесторов в такие инструменты сложно будет привлечь именно за счет возможности их конвертации в акции», — рассуждает г-н Агарзаев.
«Круг потенциальных покупателей новых «субордов» будет существенно более узким: далеко не у всех фондов (особенно управляющих пенсионными средствами), специализирующихся на рынках облигаций, инвестиционная декларация позволяет иметь большие позиции в акциях. Мы ожидаем существенное удорожание выпуска «субордов» для банков», — рассуждает аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай.