Лента новостей
AP сообщило о возможных европейских санкциях против Мадуро Политика, 04:08 Аргентина уступила Колумбии в матче Кубка Америки Спорт, 03:46 В приморском городе загорелся склад на площади 1,5 тыс. кв. м Общество, 03:25 У берегов Новой Зеландии произошло землетрясение магнитудой 7,2 Общество, 03:06 Бриедис и Дортикос вышли в финал Всемирной боксерской суперсерии Спорт, 02:58 Власти помогут погасить кредиты семье погибшего в драке под Пензой Общество, 02:41 Times узнала об отправке Лондоном 100 спецназовцев в Персидский залив Политика, 02:04 СМИ опубликовали видео с пробежавшим через работающий фонтан Зеленским Политика, 01:36 Саудовский принц вслед за Британией и США обвинил Иран в атаке на танкеры Политика, 01:34 В центре Киева произошел взрыв Общество, 01:17 Трамп назвал мэра Лондона «катастрофой» Политика, 00:57 Киев предложил Кишиневу импортировать газ из ЕС без участия «Газпрома» Бизнес, 00:56 В Нью-Джерси самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы Общество, 00:26 Владелец подвергнувшегося атаке танкера заявил о вылете россиян из Ирана Политика, 15 июн, 23:56
Общество ,  
0 
Кремль уполномочен выбирать
Фото: PhotoXPress.ru

Действие законопроекта, предусматривающего назначение губернаторов в некоторых регионах как альтернативу прямым выборам, может быть распространено не только на кавказ­ские республики, как считалось ранее. Это следует из поправок в президентский документ, подготовленный ко второму чтению. Сами губернаторы предпочли бы волеизъявление народа поддержке Кремля, считают эксперты.

Сразу после внесения в Госдуму инициативы, предусматривающей для некоторых субъектов Федерации не выборы, а назначение глав регионов, появились косвенные разъяснения, что она предназначена для кавказских республик. В некоторых из них проживают представители более 50 национальностей, и процесс выборов в подобных регионах действительно может быть чреват обострением обстановки.

Идею поддержали представители всех думских фракций. Даже вносились поправки, которые могли бы привязать законопроект к национальному составу регионов. Например, лидер «Справедливой России» Сергей Миронов предложил прописать в законе, что право назначать главу субъекта должно распространяться только на те регионы, где население составляют две или более нации, каждая из которых составляет не менее 17% от общего числа жителей области.

Однако к сегодняшнему заседанию комитета Госдумы по законодательству, где должны рассматривать как раз поправки ко второму чтению, уточнения, привязывающие законопроект к национальной тематике, в плане к принятию не фигурировали. Это оставляет Кремлю широкий спектр возможностей — например, принимать решение о назначении губернатора в случае заведомо проигрышной ситуации, сложившейся накануне выборов для кандидата от партии власти.

Так, например, основанием для принятия решения о назначении, а не выборах главы того или иного региона могут стать социологические данные, говорящие о низком рейтинге кандидата, удобного власти. Самый поздний срок, когда регион сможет определиться, каким образом он хочет получить нового главу, — 90 дней до дня выборов, а трех месяцев вполне достаточно, чтобы оценить положение и попробовать его изменить путем назначения «своего» человека.

Существующий сейчас закон о выборах, пусть и с почти непроходимым муниципальным фильтром, справедливее, чем вносимые в него в настоящее время поправки, говорит директор НИИ политической социологии Вячеслав Смирнов. Замеры, проведенные им в регионах, говорят, что действующие губернаторы не рады вносимым поправкам, предполагающим именно назначение главы.

При наличии фильтра у действующего губернатора, если он достаточно популярен, велики шансы быть избранным. К тому же у руководителей региона обычно имеется возможность влиять на членов избиркомов. Для того же, чтобы быть назначенным, надо быть популярным у группы людей, приближенной к руковод­ству страны. «К тому же влиять на местный парламент, который проводит назначение, у глав республик получается гораздо хуже, чем на членов избиркомов», — рассуждает г-н Смирнов.

Политолог Михаил Ремизов признает, что угроза использования законопроекта в целях, не связанных с желанием избежать межнациональных конфликтов, существует. «Сказывается недостаток законодательства, не позволяющего провести этническую дифференциацию и на федеральном, и на региональном уровнях. Власть боится идти на то, чтобы каким-то образом официально обозначать особый регламент для национальных республик», — указывает политолог.

Если закон будет принят в существующем виде, нет гарантий, что его применят только для Чечни и других кавказских регионов, категоричен глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев. «Давайте в тех регионах, где нормальная ситуация с бандитизмом, сразу после окончания полномочий переходить к прямым выборам, а на Кав­казе — с 2023 года. Это два срока по пять лет. За это время можно навести порядок», — рассуждает депутат. Он внес соответствующие поправки, хоть и не ждет их одобрения со стороны «Единой России».

Причину напряженности на Кавказе Вадим Соловьев видит в отсутствии политической воли навести там порядок, а не в национальных особенностях местного населения — например, в Азербайджане, Грузии и Армении выборы проходят в нормальном режиме.

Второго чтения законопроекта на этой неделе ждать не стоит, дали понять РБК daily в думском комитете. В том виде, в каком он принят в первом чтении, документ предполагает, что главы российских регионов могут избираться депутатами региональных парламентов с подачи президента России, если на местном уровне будут приняты соответствующие законы. Списки кандидатов президенту будут представлять партии, имеющие фракции в Госдуме и парламенте субъекта. В них депутаты предлагают включать не менее трех человек. Это могут быть как члены партий, так и беспартийные.