Регионы не жалеют на пиар
ОНФ обвиняет власти регионов в неисполнении поручения президента снизить траты на пиар. О срыве «фронтовики» доложат Путину. Чиновники утверждают, что тратят деньги не на имидж, а на помощь региональной прессе.
Эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) исследовали, сколько регионы планируют потратить средств на СМИ в 2015 году (результаты есть в распоряжении РБК). Для этого они изучили региональные бюджеты на текущий год и учитывали либо статью «СМИ», либо суммировали различные профильные программы.
Суммарно все регионы заложили на эти цели 36,2 млрд руб. – это 8,4% от объема дефицита федерального бюджета этого года. Год назад на финансирование СМИ было потрачено меньше – около 33 млрд руб. Таким образом, регионы не выполнили поручение президента Владимира Путина оптимизировать расходы на пиар, сказала РБК сопредседатель центрального штаба ОНФ Ольга Тимофеева.
Президент дал такое поручение в январе по итогам декабрьского форума ОНФ. Тогда «фронтовики» обратили внимание главы государства на статью в бюджете Сахалинской области, которая предусматривала выделение 680 млн руб. на улучшение имиджа губернатора. «Ничего глупее придумать невозможно», – прокомментировал Путин.
Тимофеева считает, что статья о финансировании СМИ чаще всего подразумевает пиар местной власти, а доходящие до редакций «небольшие деньги» идут на договоры об оказании «информационных услуг» властям, то есть становятся «платой за молчание».
Москва впереди
Расходы на СМИ увеличили 38 субъектов, следует из исследования. Больше всех тратит Москва – более 13,5 млрд руб., что почти на 2,5 млрд руб. больше, чем в 2014 году. Траты Подмосковья выросли примерно на 400 млн руб. – до 3,34 млрд руб. В правительстве Московской области с этими данными не согласны. По словам областного министра по информационной политике Рубена Оганесова, расходы снизились примерно на 100 млн руб. – до 3,56 млрд руб., а реальные расходы на СМИ были выше цифр, анализировавшихся ОНФ.
Также среди лидеров по росту расходов – Тюменская и Воронежская области, Якутия и Ямало-Ненецкий автономный округ. Но в этих регионах общий объем трат ниже, чем в Москве и Подмосковье. Например, в ЯНАО запланировали потратить около 1,8 млрд руб. (на 600 млн руб. больше, чем год назад).
В пересчете на душу населения больше всех на рекламу тратят в Ненецком автономном округе – около 5,5 тыс. руб. на одного жителя региона с 43-тысячным населением. Всего на СМИ в НАО заложены почти 236 млн руб.
Справились с поручением
Пять российских регионов заложили на 2015 год столько же средств, сколько и потратили годом ранее: это Белгородская, Мурманская и Курганская области, а также Тува и Алтай. Еще 40 регионов траты понизили. При этом Санкт-Петербург с 1,24 млрд руб. занял четвертое место по тратам среди всех регионов, а Чечня (950 млн руб.) по-прежнему остается в верхней десятке по тратам на СМИ.
ОНФ вновь поднимет тему информационных расходов на форуме движения этой весной, куда будет приглашен Путин, обещает Тимофеева. Она считает, что должен быть разработан единый подход к расходам на информполитику, привязанный к численности населения, географическому положению региона и дефициту бюджета. «Мы представим свои предложения Минфину», – обещает она.
Представители регионов высказываются против. «Государственные обязательства и полномочия не зависят от численности населения в регионе», – говорит начальник управления информполитики НАО Ольга Малыгина.
Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин уверен, что у него вообще нет необходимости тратиться на имидж: «Какой пиар? У меня даже выборов в регионе больше нет». В феврале президент подписал закон об отмене прямых выборов в ХМАО и ЯНАО.
Московские 13 млрд руб. – годовой бюджет департамента СМИ и рекламы Москвы, объясняет его руководитель Владимир Черников: часть денег пойдет на имиджевые траты, но около 8 млрд руб. предназначены на содержание трех телеканалов, включая федеральный ТВЦ, и двух радиостанций. «Мы не только тратим, за прошлый год мы заработали на рекламе 12 млрд руб.», – говорит руководитель департамента.