Свет за свой счет
Операторам связи придется за свой счет строить электросетевую инфраструктуру на четырех федеральных трассах. После сдачи базовых станций эти затраты должны утвердить энергетики и компенсировать в Минкомсвязи. Однако пока схема присоединения не определена, и операторы рискуют не отбить часть инвестиций на электроснабжение.
В этом году МТС, «ВымпелКом», «Ростелеком» и «МегаФон» совместно должны покрыть связью четыре федеральные трассы. На строительство сетей вдоль дорог «Байкал», «Каспий», «Урал» и «Уссури» (в сумме 9 тыс. км) уйдет около 3,2 млрд руб., заявили операторы в ноябре прошлого года. Государство готово компенсировать строительство подъездных путей к объектам и электроснабжение в объеме до 2 млрд руб. За образец был взят опыт частно-государственного партнерства «большой тройки» на трассе «Амур» в 2011 году.
Однако схема финансирования со стороны госструктур в этот раз изменилась, рассказали вчера участники инфраструктурного партнерства, собравшиеся на «круглый стол», посвященный этой теме. В рамках нового совместного проекта операторы полностью отвечают за сдачу объекта, в том числе за подводные пути и электроснабжение. При строительстве трассы «Амур» присоединение к электросетям оплачивали энергетические компании — соответствующие средства были заложены в инвестпрограмме ФСК. По условиям нового проекта операторы сами должны оплатить присоединение к электросети, а после сдачи объекта компенсировать эти затраты в Минкомсвязи.
Но схема присоединения антенно-мачтовых сооружений до сих пор не определена, а обеспечить 100-процентное покрытие трасс связью компании должны уже в этом году. Участники партнерства опасаются, что не смогут получить субсидии на электроснабжение базовых станций в полном объеме. При этом проект в целом практически неокупаем: на это потребуются десятки лет, отмечают они.
Стандартные тарифы не позволят энергетикам компенсировать затраты на строительство протяженной распределительной электросети, утверждает источник, близкий к ФСК. «Каждый трансформатор обойдется в несколько миллионов рублей, примерно столько же стоит и 1 км такой сети. К тому же электроснабжение в малонаселенных регионах в целом убыточно», — говорит он.
В Минкомсвязи отмечают, что вопросы о субсидиях сетей связи на федеральных трассах сейчас решаются в рамках рабочих групп с операторами. В ФСК пояснили, что по новой схеме компенсации за присоединение предоставляются в рамках договоров, заключаемых между операторами связи и Минкомсвязи.
Директор по планированию и развитию сетей «ВымпелКома» Юрий Маленков подтвердил, что пока риск не получить часть компенсаций за электроснабжение остается. В пресс-службе «Ростелекома» отметили, что делать выводы об эффективности новой схемы софинансирования пока преждевременно: операторы еще не получили ни одной компенсации. «Безусловно, проект обеспечения федеральных трасс связью трудно назвать типовым, и без узких мест он не обходится. Между тем стоит отметить конструктивную позицию всех его участников, что дает основания полагать, что возникающие проблемы будут оперативно решаться в интересах дела», — добавил представитель «МегаФона» Дмитрий Смиркин. В МТС также рассчитывают на прозрачные процедуры взаимодействия и слаженную работу всех участников проекта, которые позволят реализовать его максимально эффективно и в сжатые сроки.