Марш единства и разногласия
В воскресенье в Париже прошел Марш единства в память о жертвах терактов 7–9 января – нападения террористов на редакцию сатирического журнала Charlie Hebdo и на кошерный супермаркет. В марше приняли участие более миллиона человек. Официальная Москва резко осудила теракты, однако Совет муфтиев России призвал не снимать ответственность с погибших.
Всемирная солидарность
Принять участие в Марше единства всех сочувствующих пригласил президент Франции Франсуа Олланд. На его приглашение откликнулись лидеры почти 40 европейских и мусульманских стран. На марш вышли канцлер Германии Ангела Меркель, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, президент Украины Петр Порошенко, премьер Израиля Беньямин Нетаньяху, председатель Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас, король Иордании Абдалла II, премьер-министр Турции Ахмед Давутоглу и другие. Российскую делегацию возглавил министр иностранных дел Сергей Лавров (президент России Владимир Путин направил Олланду телеграмму с соболезнованиями: Россия решительно осуждает «это циничное преступление»).
Марш с участием мировых лидеров демонстрирует, что трагедия в Париже – символическое для Франции событие, говорит руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский: «Этот теракт воспринимается как покушение на основы французской республиканской идентичности. Традиция карикатуры во Франции восходит ко временам Великой французской революции. Сам факт существования такого издания, как Charlie Hebdo, – это один из элементов французской идентичности – возможность смеяться над любыми авторитетами».
Хроника терактов
7 января днем два молодых человека, вооруженных автоматами, вошли в редакцию сатирического журнала Charlie Hebdo, издающегося с 1970 года, и открыли огонь. Позднее было установлено, что нападавшие – братья Шериф и Саид Куаши. По данным полиции, у них был третий сообщник, сдавшийся потом полиции и утверждающий, что у него есть алиби, – 18‑летний Хамид Мурад. В результате атаки на редакцию погибли 12 человек, в том числе главный редактор Стефан Шарбонье. Во Франции началась масштабная поисковая операция, в которой приняли участие 80 тыс. полицейских.
8 января утром в Монруже (пригород Парижа) была убита сотрудница полиции Кларисса Жан-Филипп. На следующий день французские власти сообщили, что предположительным нападавшим был знакомый с ними Амеди Кулибали. Днем 9 января он захватил заложников в кошерном супермаркете в Париже.
Преследование братьев Куаши продолжалось три дня. 9 января они захватили заложника и скрылись на территории типографии в деревне Даммартин-ан-Гоэль, расположенной в 40 км к северо-востоку от Парижа. Вечером там началась спецоперация, в результате которой оба террориста были убиты, а заложник освобожден. В то же время был освобожден и захваченный Кулибали магазин, где он держал в заложниках восемь человек, четверых из которых убил. В ходе штурма полиция убила террориста.
Братья Куаши и Кулибали: кто они
Братья Куаши – граждане Франции, этнические алжирцы, им было 32 и 34 года. Они не раз попадали в поле зрения полиции. Шериф Куаши был также известен под именем Абу Иссен. Он вырос в приюте в Ренне, где учился на тренера по фитнесу. В начале 2000‑х он поселился со старшим братом Саидом в пригороде Парижа и работал разносчиком пиццы. В 2005 году, когда Шериф собирался улететь в Сирию, бывшую тогда отправным пунктом для желающих воевать в Ираке его задержали и посадили на полтора года в тюрьму. В 2008 году Шериф был приговорен еще к трем годам за вербовку бойцов для «Аль-Каиды». Братья посещали мечеть, где подпали под влияние радикального имама Фарида Беньету, сообщает ВВС. О Саиде Куаши данных практически нет. По данным источника Reuters в йеменских спецслужбах, в 2011 году он встречался с лидером «Аль-Каиды» Анваром аль-Авлаки.
У 32‑летнего Амеди Кулибали долгая уголовная история. Он родился на окраине Парижа, но его семья из Сенегала. Известно, что некоторое время Кулибали работал на компанию Coca-Cola. В 2013 году его приговорили к пяти годам за попытку освободить одного из исламистов, ответственного за взрывы в парижском метро в 2005 году. По тому же делу проходил Шериф Куаши, тогда они и познакомились.
Как отреагировали мусульмане
Теракты во Франции осудили все ведущие исламские объединения мира, а также причисляемые рядом стран к террористическим организациям ХАМАС и «Хезболла». «ХАМАС подчеркивает, что ее позиция по последним событиям в Париже идет в русле с заявлением Международного союза мусульманских ученых, в котором осуждается атака на Charlie Hebdo и в котором говорится, что любые разногласия во мнениях не могут быть оправданием для убийства невинных», – говорится в заявлении ХАМАС. Исламские радикалы, убивающие мирных людей, оскорбляют ислам и пророка Мухаммеда куда больше, чем книги, фильмы и карикатуры, которые оскорбляли пророка, заявил в пятницу лидер «Хезболлы» Хасан Насралла. Однако авторов оскорбляющих пророка книг и карикатур он назвал врагами ислама, цитирует его заявление The Times of Israel. Совет муфтиев России 7 января тоже осудил произошедшее в Париже. Но вместе с тем он призвал помнить и «о важности произнесенного и напечатанного слова», «о внутренней цензуре, об уважении чувств людей иной культуры». Грех провокации «не менее опасен для сохранения мира, чем грех тех, кто на эту провокацию способен поддаться», «оскорбление чувств верующих недопустимо, как и недопустимы любые проявления экстремизма, любое посягательство на жизни мирных людей», говорится в заявлении.