Южный гешефт
Чечня и Дагестан возглавили антирейтинг самых коррупциогенных регионов в сфере госзакупок (123 и 106 баллов соответственно), составленный общественной организацией «Безопасное Отечество». Замыкает тройку «лидеров» Калмыкия. В первой десятке Чукотка, Северная Осетия — Алания, Новгородская, Белгородская и Тюменская области, Якутия и Пензенская область. Средний показатель потенциальной коррупции по стране в сфере госзакупок — 68%.
В 2010 году юрист Виталий Зарудин вместе с главой ассоциации охранных предприятий «Авангард» Дмитрием Жирковым уличили департамент потребительского рынка и услуг Москвы в организации тендера на охрану московских кладбищ в пользу определенных компаний. Они выиграли тендер, но поняли, что частным лицам бороться за прозрачность в госзакупках проблематично, и создали общественную организацию «Безопасное Отечество» для мониторинга нарушений в этой сфере.
За основу рейтинга его составители взяли итоги 1,5 млн торгов на сумму 3,325 трлн руб., проведенных за первые девять месяцев 2013 года, и пропустили их через пять критериев оценки. Наибольшее число нарушений собрал критерий наличия торгов со снижением цены менее чем на 5%. В Чечне это 71% сделок, в Калмыкии — 60%, в Дагестане — 58%.
«Учитывая, что цены на торгах, как правило, завышены, чаще всего минимальное снижение означает сговор участников и прямую договоренность с заказчиком торгов. В пределах нормы 10—20-процентное снижение цены», — пояснил РБК daily руководитель «Безопасного Отечества» Виталий Зарудин. — Торги с единственной поданной (в Чечне это 47% торгов, в Дагестане — 36%, в Калмыкии — 28%. — РБК daily) заявкой с вероятностью в 90% показывают, что документация была составлена под конкретного поставщика».
Среди других критериев коррупциогенности составители рейтинга выделили жалобы, удовлетворенные ФАС, процедуры, допускающие только одного участника, и торги, по результатам которых заказчик отказывает победителю по надуманным основаниям или в связи с отсутствием документов, в то время как у «своей» фирмы их даже не стали бы проверять, рассуждает г-н Зарудин.
Москва занимает 21-е место в рейтинге, менее всего подвержены коррупции, по данным «Безопасного Отечества», Челябинская, Саратовская и Астраханская области. «В среднем по стране в 68% сделок в сфере госзакупок есть коррупционная составляющая», — резюмирует г-н Зарудин.
Мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев с удивлением обнаружил свой регион в лидерах антирейтинга. «Удивительно, что Новгородская область занимает такой высокий уровень. Не вижу, где может быть коррупционная составляющая», — заявил он РБК daily. По его словам, иногда организаторы завышают цену, но потом победителей легче проверять, появляется надежда, что они будут использовать качественные материалы, если речь идет о строительстве дорог. «Один заявитель на торгах — это не отрицательный показатель», а гарантия качества будущей работы, уверен глава Великого Новгорода.
«Лидеры рейтинга очевидны, Северный Кавказ здесь лидирует по договорным сделкам и распилу бюджета. Удивлена, что нет Ингушетии (22-е место), Кабардино-Балкарии (62-е место)», — прокомментировала результаты исследования директор региональных программ Независимого института социальных программ Наталья Зубаревич. По ее словам, первая некавказская десятка вряд ли сильно отличается по уровню коррупции от других регионов России. «Большой разницы по проведению госзакупок в российских регионах нет. Но работа проделана колоссальная, критерии выбраны правильно. Обобщение этих данных позволит лучше понять правила игры в регионах», — считает эксперт.