Нефтедоллары оседают в Китае
Несмотря на проблемы в политических и внешнеторговых отношениях между Китаем и Норвегией, суверенный фонд скандинавской страны активно наращивает свои позиции на китайском фондовом рынке. В частности, он вкладывается в IPO материковых компаний в Гонконге. Интерес к китайским акциям проявляют и суверенные фонды других стран.
С 810 млрд долл. под управлением Government Pension Fund of Norway (GPFN) является крупнейшим государственным инвестиционным фондом в мире (владеет примерно 1% всех мировых акций). И в последнее время фонд решил увеличить свое присутствие на китайском фондовом рынке. «Мы хотим вкладывать в китайский рынок значительно больше», — заявлял в октябре в интервью Reuters Ингве Слингстад, глава Norges Bank Investment Management, управляющей фондом, в который идут норвежские нефтяные доходы.
Во вторник стало известно, что суверенный фонд стал одним из главных якорных инвесторов IPO китайской Cinda, вложив в акции компании 150 млн долл. Это крупнейшее вложение в рамках IPO отдельной компании в истории GPFN. Китайская компания, специализирующаяся на управлении проблемными долгами, намерена привлечь до 2,5 млрд долл. Это станет крупнейшим листингом этого года в Гонконге (торги акциями начнутся в четверг).
Размещение Cinda — далеко не первое IPO китайской компании, в котором норвежский фонд принял участие в этом году. В частности, он был одним из якорных инвесторов в рамках ноябрьского листинга на 1,3 млрд долл. акций молочной компании Huishan Dairy, а также вложился в акции фонда Mapletree, специализирующегося на вложениях в китайскую недвижимость, который привлек аналогичную сумму в октябре, отмечает The Financial Times.
На конец сентября доля Китая в общем портфеле акций норвежского фонда (480 млрд долл.) составляла 2,1% против 1,7% годом ранее. Это около пятой части всех вложений GPFN в акции развивающихся стран. Вложения суверенного фонда в бумаги компаний из Франции, Японии или Германии втрое больше, а на США и вовсе приходится треть его инвестиций в фондовый рынок. Однако в последнее время GPFN начал сокращать свои позиции в Европе в пользу Китая и других развивающихся стран.
Норвежский фонд вкладывает деньги и в сам материковый фондовый рынок. В 2012 году GPFN стал первым иностранным инвестором, получившим максимальную квоту на такие вложения в 1 млрд долл., а в сентябре этого года она была увеличена до 1,5 млрд долл. Руководство фонда ведет переговоры о дальнейшем повышении этого порога, несмотря на то что политические и внешнеторговые связи КНР и Норвегии находятся не в лучшей форме. Дело в том, что в октябре 2010 года в Норвегии присудили Нобелевскую премию мира китайскому диссиденту Лю Сяобо, осужденному на 11 лет за «подстрекательство к подрыву государственного строя».
GPFN — не единственный суверенный фонд, желающий расширить свое присутствие в Китае. Корейский National Pension Service и канадский Caisse de Depot Placement du Quebec в этом году также получили квоты на вложения во внутренний китайский рынок акций. А летом за аналогичным разрешением на сумму до 5 млрд долл. обратился катарский суверенный фонд. В китайские компании в этом году вкладывался и малазийский Khazanah.
Андрей Котов ПЛЕВОК: В последнее время Суверенный фонд Норвегии начал сокращать свои позиции в Европе в пользу Китая и других развивающихся стран