Директора школ не смогли договориться с департаментом образования Москвы
В понедельник, 10 ноября, состоялось заседание рабочей группы Совета при правительстве России по вопросам попечительства в социальной сфере. Тема заседания – объединение коррекционных городских школ с общеобразовательными. Среди участников были член Общественной палаты Елена Тополева-Солдунова, президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям сиротам» Елена Ольшанская, руководитель центра социальных рейтингов РИА Новости Ирина Ясина, директора и педагоги коррекционных школ, а также представители департамента образования города Москвы.
Тема слияния школ для детей с особенностями умственного и физического развития с учениками обычных школ стала актуальна в 2011 году: в тот год по решению социального блока правительства Москвы была открыта экспериментальная электронная запись в городские школы. Как объясняла СМИ Ольга Голодец, на тот момент заместитель мэра Сергея Собянина по социальным вопросам, набор должен был выявить популярность городских школ. В результате около 80 столичных школ не смогли набрать даже один первый класс на 2012/2013 учебный год. 3 апреля 2011 года глава столичного департамента образования Исаак Калина, выступая на заседании правительства, заявил, что из-за недобора первоклассников готовы объединиться 25 московских школ. Среди них были учебные заведения для детей с особенностями психического и физического развития, которые объединяли с более «сильными» школами.
За три года темпы слияния росли в геометрической прогрессии: так, на данный момент в Москве из 1500 школ образовалось 795 образовательных объединений, которые критики текущих изменений в образовании называют «колхозами», а сторонники – «холдингами».
«Из девяти коррекционных школ в Москве осталась всего лишь одна», – рассказывал на заседании рабочей группы Валерий Платонов, родственник одной из учениц. По его словам, ситуация скоро изменится, и не в лучшую сторону. «На днях нам объявили, что нашу школу объединят с кадетским корпусом, и уже даже свозили наших учеников на экскурсию. Наш контингент – дети с девиантным поведением. После объединения они попадут на улицу, на вокзалы, заниматься ими будет только милиция», – сетовал Платонов.
«В нашем центре сократили должность воспитателя, – подхватила директор центра «Детская личность» Елена Кинджаева. – Учителей не хватает, на группу из 12 детей – всего один взрослый. Вы меня простите, но наших детей, а все они с ограниченными возможностями, в туалет пописать отвести некому».
Немногим лучше обстоят дела в корркционной школе №571: за три года в школе сменились пять директоров, на 240 человек всего четыре дефектолога-логопеда против положенных пятидесяти, зато учеников больше, чем положено – год назад в школу начали приводить детей из двух детских домов, в которых школы закрыли.
«Я записала адрес каждой школы, я все отслежу», – выслушав педагогов, начала свое выступление замруководителя департамента города Москвы Татьяна Васильева. Поблагодарив собравшихся за смелость и оговорившись, что не видит необходимости отвечать на каждый вопрос, Васильева сказала, что все проблемы коррекционных школ кроятся в одном – в изменении порядка финансирования. Если раньше финансировалось только штатное расписание, то теперь, с введением федерального закона №83, «оплачиваются государственные услуги и государственные работы». Как следствие, каждая коррекционная школа или детский сад должна «грамотно обсчитать условия для детей с ограниченными возможностями».
Согласно утверждению Васильевой, далеко не все сдали сметы вовремя, из-за чего недополучили денег. На вопрос, кроется ли в этом ответ на все проблемы коррекционных школ, Васильева ответила утвердительно.
«Можно, я скажу? Нечасто все-таки видишь представителя департамента образования, – перебила Васильеву Елена Клочко, ведущая заседания и представитель МРОО «Ассоциация в поддержку детей и взрослых с отклонениями и нарушениями в психическом и физическом развитии. – Что мы будем делать с неудовлетворенностью родителей укрупнением групп в коррекционных садах и школах? Объективно существует вымывание специалистов из наших школ в платные центры. Вот смотрите, нас уже с кадетами объединяют, куда это годится?» Васильева, подумав, ответила, что директив о массовом увольнении логопедов, дефектологов, воспитателей и учителей нет.
«Вы вообще довольны своей работой?» – крикнул с места Валерий Платонов. «Нет, департамент своей работой недоволен, поскольку внутри школы происходят разборки учителей и директоров, что приводит к страданиям детей», – парировала Васильева. Собравшиеся недовольно зашумели.
Ясина предложила департаменту образования собрать учителей и обсудить с ними механизм слияния школ. «Когда я спросила на одной из встреч Исаака Калину, по какому принципу объединяют одну школу с другой, он сказал, как отрезал: «Будет так, а не иначе», – вспоминала Ясина.
«Исаак Иосифович очень хотел прийти сегодня к вам, поговорить, но ему помешали дела, – закончила разговор Васильева. – Он сейчас в мэрии, просил передать, что вы можете сами к нему прийти». Но желающих встречаться с руководителем департамента образования не нашлось: некоторые отговорились испугом перед чиновником, остальные сказали корреспонденту РБК, что вряд ли услышат от Калины хоть что-то новое.
Ранее чиновник говорил в интервью РБК, что в каждой московской школе обязательно должен быть класс «общего детства», где будут совместно обучаться дети с особенностями развития и обычные ученики.