Лента новостей
Спасатели опровергли информацию о перевернувшейся в Москве лодке Общество, 11:35 Зачем идти на биеннале современного искусства в музее Уитни в Нью-Йорке Стиль, 11:30 16 часов на одном заряде: тест легкого ноутбука для приключений РБК и ASUS, 11:27 Четыре мифа о цифровой трансформации: о чем знают только 8% компаний Pro, 11:22 Губернатор поручил проработать решение о закрытии сгоревшего лагеря Общество, 11:21 Почему цена Bitcoin будет расти Крипто, 11:18 Робот Федор задержится на МКС на четыре дня Общество, 11:09 Цены на однушки в новостройках Москвы достигли исторического рекорда Недвижимость, 11:06 Загитова подарила премьеру Японии плюшевую собаку акита-ину Спорт, 11:06 Очевидные и невероятные последствия малоподвижного образа жизни РБК и Philips, 10:50 В ДТП с автобусом в Анталье пострадали 25 туристов Общество, 10:41 После пожара в детском лагере завели дело против сотрудника МЧС Общество, 10:41 Роналду прыгнул на полицейского во время задержания болельщика Спорт, 10:37 Что изменится в девелоперских проектах после перехода на эскроу Недвижимость, 10:26
Общество ,  
0 
Москва Собянинская: итоги первых двух лет
Два года назад Сергей Собянин сменил Юрия Лужкова на посту мэра Москвы. Для столичного мегаполиса два года - это, конечно, не срок, но перемены в жизни города уже заметны, так что можно подвести первые итоги.
Фото: РБК

Всерьез и надолго

Нового мэра отличает, пожалуй, комплексный подход к решению стоящих перед столицей задач. Москва - огромный город, проблемы которого накапливались в течение долгого времени. К тому же в последние годы к традиционным проблемам - развитию транспортной системы, борьбе с пробками, строительству жилья и инфраструктуры - добавилась необходимость соответствовать требованиям XXI века, с его стремительным темпом жизни и развитием информационных технологий.

За пару лет с этими задачами справиться вряд ли возможно, и в мэрии, кажется, пришли к таким же выводам. В течение первых двух лет пребывания С.Собянина на посту столичного градоначальника был принят ряд городских программ, рассчитанных на длительный срок.

На 2012-2016гг. приняты программы "Жилище", "Безопасный город", "Информационный город", "Культура Москвы", "Спорт Москвы", по совершенствованию системы государственного управления и целый ряд других. Особое внимание уделено развитию транспортной системы. Эта программа охватывает период до 2025г., а среди ее задач - сокращение среднего времени поездки по городу до 50 минут (сейчас - 65 минут на общественном транспорте и 62 - на автомобиле). Особое место в ней занимают планы развития Московского метрополитена, которые предполагают ежегодное строительство около 20 км новых линий. Таким образом, говорить об итогах деятельности С.Собянина на посту мэра можно будет лишь по итогам осуществления этих программ.

Также стоит отметить, что важное место практически во всех программах развития города занимает инновационная составляющая. В совершенствовании транспортной системы значительное место отводится созданию интеллектуальной системы за контролем дорожного движения в столице, в поликлиниках уже введена электронная запись на прием, школы обеспечиваются новыми компьютерами, а учителя - ноутбуками за городские деньги, департаменты правительства Москвы расширяют список государственных услуг, обратиться за которыми можно через Интернет. В планах - обеспечение доступа к беспроводному Интернету в поездах на всех линиях метро. Развитие информационных технологий в системе городского управления, автоматизация предоставления услуг стали важной частью идеологии нового городского правительства.

Новая команда

Для реализации этих масштабных задач новый мэр "настроил" правительство города под себя. Первый год пребывания С.Собянина на посту главы столичного мегаполиса ознаменовался важными кадровыми перестановками в городской администрации. Из заместителей мэра со времен Ю.Лужкова остался лишь Петр Бирюков, занимающийся вопросами ЖКХ и благоустройства. Ушли такие тяжеловесы, как руководивший комплексом градостроительной политики Владимир Ресин и главный архитектор Москвы с 1996г. Александр Кузьмин. Произошли и структурные изменения: был ликвидирован пост первого заместителя мэра столицы, а функции главного архитектора и главы Москомархитектуры были разделены (в ведении ведомства главного архитектора останутся в основном творческие задачи). Произошли изменения в системе департаментов. Так, на базе комитета по телекоммуникациям и комитета по рекламе был сформирован департамент СМИ и рекламы, полномочия ранее существовавших департаментов подверглись пересмотру.

Самый последний созданный при С.Собянине орган управления - это департамент развития новых территорий. Присоединение земель к югу города, на которых были сформированы Троицкий и Новомосковский административные округа, заслуживает особого упоминания. В результате столица увеличилась примерно вдвое, причем в ее состав вошли такие территории, которые местами пока больше напоминают деревню из российской глубинки, а не мегаполис.

В будущем, как ожидается, тут возникнет правительственный городок, куда должна перебраться часть органов государственной власти из центра Москвы, и появится малоэтажная пригородная застройка, характерная для западных городов. Смещение центра тяжести столичной жизни в "Новую Москву" должно, в свою очередь, способствовать смягчению транспортной проблемы. Работы по развитию новых территорий предстоят огромные: из всех программ нового московского правительства эта, пожалуй, самая долгосрочная.

Одним из последних новшеств в организации городского управления стала объявленная мэром в мае этого года реформа местного самоуправления. Ее главная задача заключается в расширении полномочий депутатов муниципальных собраний столицы, чтобы они смогли, по словам самого С.Собянина, действительно отстаивать интересы избравших их москвичей. В рамках данной реформы предполагается позволить муниципальным депутатам участвовать в распределении и контроле бюджетных средств, выделяемых на благоустройство и капитальный ремонт жилья, а также дать им возможность согласовывать стройки местного значения.

Муниципальная реформа на фоне расширения границ Москвы и вечной борьбы с транспортными проблемами пока особенного внимания не привлекла, но, в зависимости от итогов ее реализации, она может оказаться в ряду важнейших начинаний С.Собянина. Круг полномочий местного самоуправления в столице оставался неизменным и при этом весьма ограниченным с начала 1990-х гг., голоса за перемены звучали уже давно. Впрочем, есть у реформы и уязвимые стороны, уже вызвавшие критические оценки: "командные высоты" в управлении городом пока все равно остаются в руках назначаемых мэрией глав управ и префектур.

Вместе с тем нельзя не упомянуть, что планы и первые итоги деятельности нового мэра у кого-то могут вызвать определенный скептицизм (и вызывают, как свидетельствуют, например, результаты недавнего социологического опроса "Левада-центра", в ходе которого только 31% опрошенных заявил, что хотели бы сохранить С.Собянина мэром еще на один срок). Так, перспективы развития новых территорий пока весьма туманны. Компании, работающие на строительном рынке, пока предпочитают строить здесь жилье в расчете на рост цен, который, кстати, уже начался. Подобная "политика развития", правда, уже получила жесткую оценку со стороны мэра, указавшего, что к жилью необходима инфраструктура, больницы и школы, а планы по развитию "Новой Москвы" к тому же вовсе не предусматривают там строительства сплошных спальных районов.

Неоднозначным оказалось отношение и к другим начинаниям, например к пресловутой тротуарной плитке. Несмотря на многочисленные пояснения со стороны мэрии о преимуществах плитки перед асфальтом, а также опровержения слухов о связях семьи мэра с ее изготовителями, молва настойчиво приписывает С.Собянину личную заинтересованность в мощении тротуаров.

Оживление работ по благоустройству, ремонту дорог, а также строительство новых объектов транспортной инфраструктуры привели к возникновению пробок, порой, в совсем неожиданных местах, когда, например, подъезды к городу летом встают из-за переукладки асфальта на крупнейших магистралях. Последним примером этого стали проблемы с движением на Мичуринском проспекте из-за строительства новой станции метро. Но не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

Транспорт

Одной из наиболее насущных для Москвы остается транспортная проблема. К ее решению в правительстве С.Собянина подошли сразу с двух сторон: создание благоприятной среды для автомобилистов за счет строительства парковок, "расшития" узких мест, новых подходов в дорожном регулировании и одновременное развитие системы общественного транспорта.

Для повышения пропускной способности улиц столицы в 2011г. были построены второй автодорожный выезд из жилого района Куркино на МКАД (по новой автодороге теперь можно выехать с Новокуркинского шоссе на 73-й км МКАД в обе стороны - в направлении Ленинградского и Волоколамского шоссе); транспортное пересечение МКАД с магистралью Вешняки-Люберцы (транспортная развязка, обеспечивающая все поворотное движение по направленным съездам, исключающим перестроение транспортных потоков в зоне развязки), транспортная развязка на Волоколамском шоссе для жилой застройки района Павшинская Пойма с реконструкцией Волоколамского шоссе до пересечения с Пятницким шоссе; осуществлена реконструкция моста на Ленинградском шоссе через Канал им.Москвы. В 2012г. к ним добавились съезд с Третьего транспортного кольца на Загородное шоссе, продление проспекта Защитников Москвы из столицы в присоединенный к столице микрорайон Некрасовка, транспортная автомагистраль между Звенигородским шоссе и ММДЦ "Москва-Сити".

В строительстве в 2012г. одновременно находятся 57 объектов, в проектировании - 40, что должно обеспечить в достаточном объеме задел к вводу объектов в 2013-2014гг. Среди планов на ближайшие годы - частичная реконструкция МКАД, которая предусматривает отказ от развязок "клеверного" типа на пересечениях этой автомагистрали с "вылетными" проспектами.

В то же время оценка новым мэром ситуации в транспортной сфере привела к отказу от некоторых планов предыдущей администрации, прежде всего - от строительства Четвертого транспортного кольца. Часть его элементов - Южная рокада, Северо-Западная и Северо-Восточные хорды - все-таки будет построена, однако кольцо не замкнется.

Значительные усилия были предприняты для борьбы с дефицитом парковок. В 2011г. в Москве было создано 600 тыс. парковочных мест, из них 72 тыс. - в капитальных строениях. В 2012г. к ним добавятся около 250 тыс. парковочных мест, в том числе в капитальных строениях - около 80 тыс.

Однако в мэрии считают, что только строительством новых дорог транспортные проблемы не решить. "Мы совершенно четко понимаем, что дорогами уже не догоним существенный рост числа автомобилей", - заявил на недавней встрече с журналистами заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительного комплекса Марат Хуснуллин. По его мнению, для решения проблемы пробок в Москве больше недостаточно строить дороги, необходимо пересмотреть градостроительный план развития города. Некоторые коррективы, прежде всего с учетом присоединения новых территорий, планируется внести уже в 2014г.

Другое направление борьбы с пробками - развитие общественного транспорта. В планах - увеличение уровня комфортности (ставка делается на предоставление доступа к беспроводному Интернету, в том числе в поездах метро) и увеличение скорости движения.

По словам заместителя мэра по вопросам развития транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Максима Ликсутова, скорость движения общественного транспорта только за первые восемь месяцев 2012г. увеличилась на 1,5-2%. Задачей максимум здесь является обеспечение возможности пассажирам автобусов и троллейбусов добираться от окраин города до центра, по крайней мере по "вылетным" магистралям, не дольше, чем на автомобиле.

Важной вехой в борьбе за скорость стало введение выделенных полос, общая протяженность которых составляет на сегодняшний день около 90 км. Впрочем, эта мера пока "обкатывается": в правительстве Москвы не исключают, что часть из существующих исчезнут (некоторые из ранее созданных уже были ликвидированы в августе 2012г.), а вместо них появятся новые, сами же полосы могут сместиться с края дороги на середину.

За первые два года правления С.Собянина активизировалось строительство метро. Уже сданы участок Люблинской линии - от станции "Марьино" до станции "Зябликово" (около 500 тыс. человек, проживающих в районе новых станций, получили метро в шаговой доступности) и участок Калининской линии - от станции "Новогиреево" до станции "Новокосино" (около 180 тыс. человек). Впрочем, это лишь начало реализации грандиозных планов. Как отмечает М.Хуснуллин, 2013г. станет рекордным по темпам метростроительства. А всего за ближайшие девять лет планируется построить 150 км линий метро и 70 станций. "Больше строят только китайцы, но у них и население другое", - говорит он. К 2025г. планируется создание новой кольцевой линии. Своеобразным дополнением к сети метро станет Московская кольцевая железная дорога, пассажирское движение по которой начнется уже в 2015г.

Борьба с пробками заставляет столичные власти искать и новые решения, с которыми москвичи пока не сталкивались. Принятие решения о введении платной парковки в центре тоже является итогом мозгового штурма транспортной проблемы в Москве. В районе от Театральной площади до Бульварного кольца вдоль улиц Каретный Ряд и Петровка за стоянку придется платить уже с 1 ноября этого года.

В перспективе же зона платной парковки может охватить всю территорию в пределах Третьего транспортного кольца, правда, произойдет это не раньше 2015г. Другое нововведение - интеллектуальная система контроля за дорожным движением, в рамках которой уже сегодня практически весь парк общественного транспорта оснащен ГЛОНАСС, что позволит более эффективно контролировать транспортные потоки в городе.

Строительство

Значительные изменения с приходом С.Собянина произошли и в подходах к строительству в столице. Некоторые перемены, в том числе борьба с точечной застройкой и выведение промышленных предприятий с территории города, наметились еще при Ю.Лужкове и получили за последние два года дальнейшее развитие. Но появились и новые тенденции. Идейным обоснованием перемен стало развитие Москвы как города удобного для людей, имеющего давнюю и самобытную архитектурную традицию, а как не площадки под стройку любой ценой.

Среди нововведений в строительной сфере - формирование адресных инвестиционных программ, в рамках которых теперь можно лучше, чем прежде, обозначить основные задачи работы городского правительства в этой сфере. Важной вехой стало ограничение высотного строительства. В соответствии с принятым в августе этого года решением мэрии, максимальная высота строящихся в городе зданий не должна превышать 75 м (уровень 25-этажного дома), ранее эта величина равнялась 100 м. Но это максимальная высота. В зонах панорамного обзора памятников истории и культуры, а это около 56% территории "старой Москвы", планка еще ниже (рассчитывается отдельно для каждого района с тем, чтобы не создавать препятствий для обзора памятника).

Регулярно пересматриваются принятые при Ю.Лужкове инвестиционные проекты, особенно в центре города, долгострои, а также проекты, которые могут создать сложности и неудобства для инфраструктуры и транспортной сети. Всего за два года градостроительная земельная комиссия Москвы отменила решения о строительстве 9 млн кв. м площадей. Выросло внимание, уделяемое задаче сохранения архитектурных памятников. Также для сохранения и возможности обзора архитектурных особенностей столицы в центре города запрещены рекламные растяжки на улицах и огромные плакаты, порой полностью закрывавшие фасады домов.

В то же время С.Собянин продолжил в полном объеме выполнение строительных программ в рамках социальных обязательств города, в том числе по переселению жителей ветхого и аварийного жилья в новые современные дома. Всего в 2011г. в Москве было введено в эксплуатацию более 2 млн кв. м жилья, в том числе более 500 тыс., которые были построены за счет города. В этом году по итогам первых семи месяцев было введено всего более 600 тыс. кв. м жилья, в том числе городского более 100 тыс. кв. м, однако завершение работ по большей части объектов планируется на последние месяцы года. Всего принятая мэрией программа "Жилище" предусматривает в дальнейшем строительство более 700 тыс. кв. м жилья ежегодно только за счет города.

Также особое внимание в последние два года уделялось строительству объектов социальной инфраструктуры. В 2011г. в столице было построено 25 детских садов на 3,3 тыс. мест, а до конца 2012г. планируется построить еще 76 на 11,2 тыс. мест. В 2011г. было построено пять школ на 2,7 тыс. мест, в 2012г. - 13 школ и колледжей на 7,8 тыс. мест. В случае успешного выполнения планов, 2012г. станет одним из наиболее активных по строительству образовательных учреждений за долгое время. Также, как ожидается, расширение сети дошкольных образовательных учреждений уже в следующем году приведет к окончательному исчезновению очередей в детские сады.