Афганец против Минкульта
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) все чаще встает на сторону кинематографистов, которые претендуют на получение средств от Министерства культуры на производство фильмов. Сценаристу и режиссеру Евгению Барханову удалось добиться пересмотра результатов конкурса на создание фильма к 400-летию дома Романовых. Ранее были удовлетворены еще две аналогичные жалобы, а сейчас Минкульт столкнулся с очередной претензией.
В феврале этого года министерство объявило открытый тендер на финансовую поддержку молодых и начинающих кинокомпаний. На съемку 28 фильмов планировалось выделить 751 млн руб. (господдержка должна составлять не более 70% бюджета фильма), а всего в этом году Министерство культуры потратит на поддержку игровых и неигровых фильмов 2,2 млрд руб. (в 2012-м речь шла о 1,5 млрд руб.).
В конце июня Минкульт подвел итоги по лоту, который предполагал съемку полнометражного фильма к 400-летию дома Романовых. В тендере принимал участие выпускник ВГИКа, режиссер и ветеран афганской войны 44-летний Евгений Барханов.
Он рассказал РБК daily, что на конкурс подали заявки три кинокомпании, в том числе и его компания «Взгляд на мир». Двое участников были сняты с тендера из-за неправильно оформленных документов. «Осталась только наша организация. По закону Минкульт вправе заключить госконтракт с единственным участником, и так было всегда», — говорит г-н Барханов. Однако он получил отказ, в министерстве ему обосновали это тем, что его сценарий имеет «низкую художественную значимость».
После этого г-н Барханов подал жалобу в ФАС, и ведомство выдало предписание, чтобы Минкульт пересмотрел итоги конкурса и заново провел тендер на фильм про семью Романовых. Причиной такого решения ФАС стало несоответствие сроков производства фильма в заявке одного из участников. «Организация написала, что срок создания фильма — восемь месяцев, а в документации и условиях тендера сказано, что не ранее 18 и не позже 24 месяцев для игровых фильмов», — утверждает г-н Барханов.
«Мы поручили министерству пересмотреть заявки и документы по данному лоту», — подтвердила РБК daily представитель пресс-службы ФАС Елизавета Аксенова. Пресс-секретарь Министерства культуры Евгений Великанов отказался комментировать эту ситуацию, но обещал, что поручение ФАС будет исполнено.
Кроме как режиссер художественных фильмов «РэПэПэ» и «Живало-Бывало» Евгений Барханов известен как автор опубликованного в Интернете нашумевшего в свое время расследования «Как уничтожается российское кино», где он подробно рассказывает о сложившейся, по его мнению, системе протаскивания на господдержку «своих» людей. Минкульт обычно предпочитает эту публикацию никак не комментировать, но сам г-н Барханов именно с ней связывает возросшую в последние годы активность претендентов на получение госпомощи.
Вот только пара последних примеров. В мае президиум Высшего арбитражного суда РФ вынес решение о том, что конкурс 2012 года, в котором выиграла компания Алексея Учителя «Рок», прошел с нарушениями. Суд согласился с мнением ФАС, что министерство несправедливо забраковало заявку екатеринбургской кинокомпании «Адверплэйс», предлагавшей самую низкую стоимость контракта (господдержка в сумме 15,5 млн руб., всего же фильм предлагалось снять за 22 млн руб.). Теперь итоги конкурса пересмотрят. В этом же месяце в ФАС было принято решение признать обоснованной жалобу кинокомпании «Невежинъ и братья», которая касалась оформления документов, и поручено Минкульту устранить нарушения.
А 1 июля кинокомпания «Вайт Филд Студио» подала в Минкульт жалобу по одному из пяти лотов, на которые подавала заявки. «Изучение документов конкурса позволяет нам сделать предположение о необъективности поставленных оценок, — говорит генеральный директор компании Олег Шишкин. — Сначала мы хотели подать жалобу по всем пяти лотам, но решили пока только по одному, там случай наиболее вопиющий».