Рынок одежды в РФ вырастет только на 9% в будущем году
Рынок ритейла одежды оценивается в 40 млрд долл.и считается конкурентным. "Если правительство как-то сдерживало приход иностранных компаний в банковский, страховой сектора, то на рынок одежды кто только смог пришел. В этом смысле мы конкурируем на равных с западными компаниями", - комментирует в эфире РБК-ТВ в программе "В фокусе" глава компании Finn Flare Ксения Рясова.
По поводу темпов роста рынка генеральный директор Ассоциации предприятий индустрии моды Мария Сморчкова говорит, что вышеприведенные данные основаны на экспертных мнениях и на данных ньюсмейкеров. Тем не менее, на протяжении последних пяти лет торговые розничные сети росли вширь.
Рост оборотов компаний происходил за счет увеличения количества торговых точек, чего нельзя сказать о потребительском спросе. Согласно исследованию КОМКОН, которое анализирует изменения в портфеле расходов семьи на одежду, выяснилось следующее: в 2007г. российский покупатель в возрасте от 16 до 60 лет потратил на одежду в среднеценовом сегменте на 1% больше, чем в предыдущем году, но в количественном выражении покупать стал меньше.
Тем не менее, как отмечает К.Рясова, россияне тратят больше денег на одежду, чем кто-либо: 28% от дохода уходит на покупку одежды, тогда как у американцев и европейцев этот показатель составляет 14%. Сегодня самым перспективным сегментом в ритейле одежды является фастфэшн - одежда, рассчитанная на один сезон, ее потребительская аудитория – молодежь.
Основными странами-экспортерами одежды являются Китай (35%), Турция (12%), Германия (8%), Италия (6%), Киргизия (5%), Индия (2%), Въетнам (1%), по оценкам АМИКО. Однако в каждом сегменте ситуация выглядит иначе чем по рынку в целом, в частности в сегменте дешевой одежды доминируют производители из Китая, Турции, а в среднеценовом сегменте лидером является Германия, занимая порядка 30-40% рынка.
Если говорить о российском производстве, то на долю российской продукции, включая одежду и текстиль, приходится порядка 10-15% рынка. Доля отечественных компаний, которые шьют и представлены на розничном рынке, составляет 3-5%. Примечательно, что на рынке одежды работают компании, которые были образованы в советское время. Но по сути ритейл одежды возник в нашей стране после 98-го, когда дефолт позволил отечественным компаниям выступить некой альтернативой импортной продукции, уточняет эксперт М.Сморчкова. Тем не менее нельзя сказать, что существуют сильные российские бренды. Если быть точнее, то бренды, "управляемые российским менеджментом". Иначе говоря, роль российской промышленности в современных условиях сведена к обеспечению потребностей государства в производстве военной и специальной одежды.
Отсутствие интереса к легкой промышленности эксперты объясняют тем, что в стране есть более интересные отрасли, где можно заработать деньги, да к тому же дефицит трудовых ресурсов. "Развитие легкой промышленности выгодно там, где высокая безработица. А у нас не хватает людей, которые будут просто управлять магазинами, которые будут работать продавцами", - подтверждает К. Рясова.
Надо сказать, что интересы российского ритейла и производителя находятся в конфликте. Ритейл заинтересован во вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО) в отличие от производителей, которые все более ущемлены в правах. Поскольку при вступлении в ВТО ставки ввозных таможенных пошлин на готовую продукцию будут снижены, что в принципе российскому ритейлу даст возможность сравняться с мировыми условиями.
Как отмечают эксперты программы "В фокусе", сегодня ритейл одежды становится менее доходным бизнесом и дольше окупается в России, как, впрочем, и на Западе. По сути, период "быстрых" денег прошел. Рост арендных ставок в торговых комплексах, дефицит кадров на рынке ритейла и, как следствие, повышение зарплат увеличивает расходы продавцов. Если раньше можно было говорить, что при наличии 100-150 тыс. долл. можно было открыть франчайзинговый проект или войти в этот бизнес со сроком окупаемости год-полтора, то сейчас "входной билет" стоит 200-250 тыс. долл., а срок окупаемости - два-три года.