В гостях у партнеров
Во время визита Владимира Путина в Италию премьер Маттео Ренци продемонстрировал, что партнерство с Россией остается внешнеполитическим приоритетом Рима, несмотря на санкции Евросоюза.
Визит Владимира Путина в Италию начался с открытия выставки «Экспо-2015» в Милане. Российский президент вместе с премьером Италии Маттео Ренци подошли к павильону для церемоний. Их встречала за оградой группа молодых людей, которые долго скандировали лозунги «Россия!» и «Путин!».
Путин в своей речи назвал Италию «важнейшим торговым партнером в Европе» и «крупным инвестором в российскую экономику». Ренци поддержал позитивный настрой — долго благодарил Россию за поддержку итальянской заявки на проведение выставки в Милане, а затем пообещал приехать в Москву на чемпионат мира 2018 года.
Русский напиток
«Я надеюсь, что приеду вместе с итальянской командой», — сказал он, добавив, что рассчитывает, что итальянцы там «нанесут удар». После этого постоянно улыбающийся Ренци вспомнил, что ему предстоит посетить российский павильон. Он сообщил, что обеспокоен предстоящей там дегустацией российских напитков. «Я знаю, какой главный русский напиток. Я надеюсь, что мы дойдем до напитков после того, как что-то поедим», — сказал он.
После этого оба лидера отправились в павильон в сопровождении гида — вице-премьера Игоря Шувалова. Журналисты побывали там еще до глав государств: в экспозиции действительно присутствовали и алкогольные напитки, но больше всего выделялся огромный самогонный аппарат, окруженный множеством барменов. Как рассказал журналистам представитель павильона, аппарат «оформлен в виде современной лаборатории». Оба лидера смогли ознакомиться и с тем, как идут дела в России с импортозамещением: на выставке российских продуктов был представлен «натуральный сыр из Татарстана «Голландский», а также отечественный «Маасдам».
После переговоров «в узком составе» оба лидера дали пресс-конференцию. Ренци опять вспомнил о предстоящем чемпионате мира по футболу в России, но пообещал также встретиться с Владимиром Путиным куда раньше — уже в этом году на саммите «большой двадцатки» в Турции. На этой же встрече оба лидера успели обсудить ситуацию и на Украине, и на Ближнем Востоке, и в Северной Африке. Во время речи Ренци все время поворачивался к Путину и широко улыбался, Путин в ответ сохранял строгое выражение лица. «Дорогой президент, тебе слово», — закончил Ренци речь в версии российского переводчика.
Специальные отношения
«Горячему приему, оказанному Ренци Путину в Милане, можно аплодировать или его можно осуждать, но он показывает, что Италия сохраняет двойственное отношение к России», — прокомментировал в Twitter журналист The Financial Times Фердинандо Джулиано. На этом же настаивал в большом интервью итальянской Corriere della Sera накануне визита сам Путин. «Все мои итальянские партнеры руководствовались интересами Италии, интересами итальянского народа и считали, что для того, чтобы должным образом обеспечить интересы Италии, итальянской экономики, итальянской политики, нужно поддерживать добрые отношения с Россией. И мы это понимали, чувствовали», — заявил он.
И сейчас, отвечая Ренци, Путин долго рассказывал об успехах российско‑итальянского сотрудничества. «Но в силу известных причин объемы товарооборота снизились», — напомнил он. Затем он заговорил о проблемах Ливии и не преминул назвать события в этой стране «распадом ливийской государственности», произошедшей «из-за внешнего вмешательства» в 2011 году.
Итальянский журналист спросил глав государств о санкциях, введенных в отношении России западными странами и их союзниками после присоединения Крыма в марте 2014 года и начала войны на востоке Украины несколько месяцев спустя. «Говорили о санкциях, но очень приземленно, — сообщил Путин. — Не в плане отмены. А говорили, как мешают развивать совместные проекты. Мне кажется, не следует отказываться от взаимовыгодных контрактов. Итальянские компании недополучили миллиард евро из-за санкций. Рассчитываю, что мы рано или поздно уйдем от тех ограничений, с которыми мы сегодня сталкиваемся».
Ренци в ответ ничего не сказал о возможности отмены санкций, он говорил о необходимости выполнения всех пунктов февральских минских договоренностей. «Если они будут выполняться, это будет важнейшей точкой для всех», — сообщил он. В интервью Corriere della Sera, появившемся в тот же день, что и разговор с Путиным, итальянский министр иностранных дел Паоло Джентилони подчеркнул, что Рим по-прежнему занимает солидарную с другими странами Евросоюза позицию в отношении украинского кризиса. Италия, по его словам, сочетает «лояльность союзникам и специальные отношения с Россией».
Клуб по интересам
Российские журналисты задали вопросы об отношениях Кремля с «большой семеркой», дав Путину повод вновь уколоть союзников и показать, что демонстративное исключение России из клуба ведущих мировых держав его не беспокоит. «Что касается отношений с «семеркой», у нас нет никаких отношений с «семеркой», — отметил он. Путин сообщил, что Россия в свое время представляла в «большой восьмерке» альтернативную точку зрения, но, по всей видимости, другим странам такая точка зрения не понадобилась: «Но это же не организация, это клуб по интересам. Но мы желаем им успехов». Президент напомнил, что «есть и более широкие форматы, такие как «двадцатка». «Работаем в формате БРИКС. Есть и еще один формат — ШОС», — указал российский лидер. Он также отметил, что Москва готова развивать двусторонние отношения со странами «семерки» в том случае, если они этого хотят.
Ренци попытался смягчить российского лидера. Он сказал, что Россия нужна на мировой арене, в частности, сообщил, что на предстоящей встрече обоих лидеров в широком кругу понадобится министр иностранных дел Сергей Лавров. «Если он не поможет нам своими советами по Ливии, мы его на обед не позовем», — сказал Ренци. Путин улыбнулся только в конце, когда Ренци вновь вспомнил о футболе и протянул гостю руку для пожатия.
После встречи с премьером Путин перелетел в Рим, где встретился с президентом Италии, а затем отправился в Ватикан к папе римскому Франциску, который ожидал его уже более часа. Посол США при Святом престоле Кеннет Хэккет, как сообщала The Guardian, призвал понтифика поднять на встрече с Путиным тему войны на Украине. «Возможно, сейчас для Святого престола настала возможность выразить беспокойство в приватной встрече», — заявил дипломат. Обсуждался ли этот вопрос, стороны переговоров официально не уточняли.
После завершения официальной части визита Путина ожидала еще одна встреча — с бывшим итальянским премьером Сильвио Берлускони, которого считают личным другом российского президента.