«ЕЦБ никто не давал право спасать евро любой ценой»
Конституционный суд Германии сегодня начнет рассматривать иски противников создания Фонда европейской стабильности (ESM) и оценит правомерность программы ЕЦБ по неограниченной покупке госбондов проблемных стран. Среди приглашенных на слушания экспертов — директор Центра европейских экономических исследований (ZEW) в Маннгейме профессор КЛЕМЕНС ФЮСТ. В интервью Handelsblatt он раскритиковал ЕЦБ за готовность взять на себя гарантии по госдолгам проблемных стран.
— Г-н Фюст, критики проводимой ЕЦБ политики утверждают, что ЕЦБ выходит за границы предоставленного ему мандата. Насколько верно это мнение?
— ЕЦБ движется по серой зоне. Основные последствия запланированной им программы покупки гособлигаций и обещание сделать все, что потребуется, для обеспечения целостности еврозоны абсолютно предсказуемы: эти меры сохранят проблемным странам доступ к рынку капитала и снизят их издержки на финансирование. Это относится к сфере фискальной политики. Во всяком случае, цели денежной политики играют тут второстепенную роль.
— Нельзя ли покупку госбондов трактовать как денежную политику?
— Можно. Но нельзя использовать покупку гособлигаций для того, чтобы обойти запрет на финансирование госбюджетов. ЕЦБ до сих пор не удалось убедительно опровергнуть вполне очевидное утверждение, что он просто прокладывает проблемным странам дорогу к недорогим кредитам, и доказать, что в действительности он преследует исключительно цели денежной политики, включая сохранение ценовой стабильности. ЕЦБ заблудился в чаще малопонятных аргументов по поводу нерушимости валютного союза.
— Таким образом, проблема не в инструменте, а в аргументации ЕЦБ?
— Заявления и разъяснения имеют для центробанков большое значение.
— В какой же мере разъяснения ЕЦБ недостаточны?
— Свою политику ЕЦБ объяснил, в частности, тем, что высокая доходность гособлигаций объясняется ожиданиями того, что еврозона развалится. Это иррационально уже потому, что еврозону сам же ЕЦБ называет нерушимой. Объяснение это не убеждает и еще по двум причинам: во-первых, высокую доходность можно объяснить и ожиданиями «долговой стрижки» в еврозоне. Во-вторых, еврозона состоит из суверенных государств, которые всегда сохраняют возможность из нее выйти. Принимать во внимание то, что такое действительно может произойти, иррациональным отнюдь не является.
— Так валютный союз может действительно развалиться?
— К сожалению, да. И инвесторам следует об этом задумываться и просчитывать варианты.
— Что кроме покупки гособлигаций может предпринять ЕЦБ, дабы предотвратить опасность такого развития событий?
— Пока он будет действовать строго в пределах своего мандата, достаточно немного. Политики навязали ЕЦБ роль кризисного спасателя, хотя права любой ценой спасать валютный союз ЕЦБ не имеет. И такая ситуация приводит к тому, что Европейскому центробанку приходится постоянно обороняться. Впрочем, ЕЦБ поступил честно, обнародовав этот конфликт путем того, что привязал денежную политику к фискальной политике, — покупка госбондов может начаться лишь после того, как страны обратятся за помощью в стабилизационный фонд ESM и согласятся с условиями программы санирования.
— Какое решение вы могли бы тут предложить? Расширить мандат ЕЦБ?
— Сделать это практически невозможно, да и неразумно. Переговоры по вопросу о расширении мандата Европейского центробанка шли бы в течение многих лет. Наделение ЕЦБ полномочиями оказывать странам финансовую помощь во время кризисов привело бы к конфликтам между денежной политикой и фискальной политикой, по поводу чего сейчас и развернулась дискуссия.
— Вы предпочитаете согласиться с распадом валютного союза?
— Нет. Предотвращение распада валютного союза — это задача европейских правительств и парламентов, а не ЕЦБ. Европейский центробанк должен вернуть политикам их собственные полномочия.
— Вы считаете, что ЕЦБ вмешивается в то, что находится за пределами его полномочий?
— Да, он подал рынкам сигнал, что готов на неограниченные гарантии по госдолгам, не располагая на это законными полномочиями.
— Конституционный суд Германии намерен рассмотреть этот вопрос. Между тем после объявления ЕЦБ о своей готовности покупать гособлигации проблемных стран число его критиков увеличилось. Скажется ли позиция Конституционного суда ФРГ на политике ЕЦБ?
— Эти слушания наверняка окажут влияние на ход дискуссий внутри ЕЦБ. Однако я не ожидаю, что Конституционный суд ФРГ объявит политику ЕЦБ частично неконституционной. Необходимы четкие доказательства превышения полномочий.