Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Алкоголь — единственное общенационально доступное времяпрепровождение

Фото: РБК
Фото: РБК

На потребительском рынке, наверное, нет более неоднозначного продукта, чем алкоэнергетики. Эти напитки занимают небольшую долю в общем потреблении алкоголя в России, но именно они в глазах большинства россиян представляются «абсолютным злом». Корреспондент РБК daily ДЕНИС ПУЗЫРЕВ встретился с гендиректором ООО «Дженерал Продакшн» ИГОРЕМ БАРБАШОВЫМ, занимающимся размещением заказов и контролем производства слабоалкогольных коктейлей, и попытался выяснить, кто стоит за публичной травлей алкоэнергетиков, действительно ли они так вредны для здоровья и пьет ли «Ягуар» сам менеджер, отвечающий за их появление на рынке.

Поделили бренды

— Что собой представляет сегодня рынок слабого алкоголя в России?

— На рынке слабого алкоголя сегодня работают пять-семь заводов на всю страну. Практически все они зарабатывают на контрактном розливе слабоалкогольных напитков (САН). Исключение составляет завод «Очаково», который льет только собственную продукцию, собственные бренды. Все остальные заключают договоры с брендодержателями: тот же самый бренд «Ягуар» разливается на трех заводах — «Мегапаке», ЮБГ в Твери и «Артисане» в Краснодарском крае. Для этих заводов контрактный розлив — основа бизнеса. К примеру, у завода «Мегапак» есть бренды, которые он продвигает через свою сбытовую структуру, но они составляют менее половины в общем объеме производ­ства.

— Раньше большинство упомянутых вами заводов и ведущие слабоалкогольные бренды ассоциировались с группой «Хэппилэнд». Куда подевалась эта компания?

— Да, у производителей изначально было некое общее название. Но сегодня де-факто на рынке представлены разные брендодержатели и разные заводы розлива. Сейчас это рынок не компаний, а поле брендов. Нет смысла выпускать очередной, 155-й по счету джин-тоник. Рынок джин-тоников уже сформировался, когда еще была возможность рекламы и продвижения. В Москве джин-тоник — это «Очаково», Greenalls или Gordons. В Питере — это «Браво» или «Синебрюхофф»…

— Какие бренды сейчас лидируют на вашем рынке?

— По данным Nielsen, самый большой объем в категории у нашей марки. Но есть сильный бренд «Страйк». По-прежнему, несмотря на определенную потерю позиций, присутствует «Очаково». Достаточно весомы в рамках страны бренды «Черный Русский», Red Devil, Trophy, Marty Ray. Пул лидеров не меняется уже на протяжении пяти-шести лет: новым брендам трудно пробиться.

— За рубежом среди лидеров в категории «напитки, выпускаемые на базе крупных брендов крепкого алкоголя» — Smirnoff Ice, Bacardi Breezer и др. Российские водочные гиганты не пытаются выпустить что-либо в это роде?

— В России есть такие продукты. В основном это относится к джин-тоникам, производным от крепких джинов. Greenalls и Gordons вышли на российский рынок лет 12 назад. Bacardi пыталась «зайти» в Россию посредством канала HoReCa (отели, рестораны, кафе) — так, как это принято на Западе. Тогда рынок таких напитков был в ценовой категории примерно доллар-полтора, а их продукт позиционировался как премиальный и стоил от 2 долл. за бутылку. К тому же их коктейли были выпущены только в стекле, а россияне предпочитают покупать коктейли в алюминиевых банках. Они пошли по модели, привезенной оттуда, без адаптации к рынку нашей страны. Аналогичная попытка была у «Русского стандарта», который тоже сделал упор на HoReCa и тоже неудачно. В российских кафе и ресторанах не заинтересованы в покупке готового коктейля: они коктейли делают сами в барах, и наценка там гораздо выше. Поэтому данный вариант развития для слабоалкогольных коктейлей — пока очень отдаленная перспектива.

Запреты

— Последние несколько лет мы наблюдаем беспрецедентное для всей алкогольной индустрии внимание к категории слабоалкогольных коктейлей. Их продажу требуют запретить вообще либо ограничить депутаты Госдумы, общественники, пресса. У вас есть версии — что происходит?

— В 2010 году президент подписал концепцию государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем на период до 2020 года. В этом документе черным по белому написано, что один из принципов снижения потребления алкоголя в нашей стране — перевод потребления с крепких алкогольных напитков на более слабоградусные, к которым относятся и вино, и пиво, и слабый алкоголь, и всякого рода сидры.

Если говорить об этой публичной травле, одним из ее источников является региональный сепаратизм. Так уж повелось в России, что из двух вопросов — «кто виноват?» и «что делать?» — у нас традиционно больше сил уходит на поиски того, кто виноват. Когда в Архангельске депутаты принимают и губернатор подписывает закон о запрете слабого алкоголя, всем ясно, что это популистские меры, призванные поднять рейтинг власти в регионе, улучшить позиции депутатов на будущих выборах. Они хотят выделиться на фоне других региональных политиков, чтобы шагнуть на ступеньку выше и попасть в какой-то федеральный центр, Вот и все. Забота о здоровье населения тут ни при чем. Потому что когда у потребителя уменьшается возможность выбора, это играет на руку производителям и продавцам крепкого алкоголя, прежде всего водки.

— Пока вам удается пресекать попытки подобных запретов в судах...

— Национальная ассоциация слабого алкоголя выиграла все суды, в том числе в Высшем арбитражном суде мы получили положительное заключение, что такие региональные запреты противоречат законодательству России. В данный момент идет очередное слушание в Краснодарском крае, на котором опять, мы надеемся, будет отменено решение краснодарского законодательного органа о запрете продажи слабоалкогольных тонизирующих коктейлей. Хотя, если бы люди были мудрее, видя архангельский прецедент, они могли бы каким-то образом поправить свое решение. Но они бьются, оттягивают всеми способами неизбежное и неприятное для себя решение суда.

— Вы обращались в суды после того, как слабоалкогольные напитки пытались запретить в Архангельске и Краснодаре. Почему вы никак не отреагировали на введение аналогичного запрета в Чечне?

— Во-первых, мы понимаем существующую в республике религиозную специфику — все-таки это мусульманский регион в составе нашей Федерации. А во-вторых, ни мы, ни та же ФАС не видим смысла оспаривать введенный там запрет — Чечня и до введения запрета была для нас не очень интересным рынком.

— Региональные и федеральные политики, выступающие за запрет или ограничение оборота слабоалкогольных коктейлей, отмечают, что основная аудитория этой продукции — молодежь.

— Легенда о том, что молодежь, начиная пить слабоалкогольные коктейли, потом переходит на крепкий алкоголь, к сожалению, весьма распространена. Это серьезная ошибка. Если молодежь начинает пить слабый алкоголь, она привыкает к небольшому опьянению, которое им кажется достаточным, и водка с ее более сильным эффектом им не нужна. Ну и надо понимать, кого мы имеем в виду, когда говорим про молодежь. Мы на всей продукции всегда размещаем достаточно четкие предостережения о том, что это нельзя употреблять, согласно законодательству, людям до 18 лет. Более того, мы считаем, что было бы неплохо, если бы государство приняло решение о повышении возрастного уровня до 21 года. Это хорошее предложение, но оно должно быть принято в рамках комплекса мер по борьбе с употреблением алкоголя. В масштабах страны очевидно, что, к сожалению, алкоголь — это единственное общенационально доступное времяпрепровождение. В России нет активной кампании по развитию, допустим, детского и юношеского спорта или культуры. Все достижения государства пока ограничиваются переводом производства алкоголя из тени в нормальную официальную налоговую часть. Но при этом нет сокращения потребления.

Крысы и добровольцы

— Еще одним аргументом противников коктейлей является их вред здоровью. Много говорят о том, что последствия потребления коктейлей гораздо тяжелее, чем, например, водки.

— Наша отрасль одна из немногих, в которой существуют ГОСТы, описывающие все, от начала производства до методов измерения нашей продукции. Если бы эти продукты, в том числе слабоалкогольные тонизирующие напитки, наносили вред здоровью и были бы небезопасны, эти ГОСТы бы не утвердили. Но все они утверждались с участием главного санитарного врача, Минздрава, институтов токсикологии, наркологии и так далее.

Все слабоалкогольные тонизирующие напитки проходят исследования в четырех институтах: наркологии, токсикологии, питания и им. Эрисмана. Сертификация коктейлей длится девять месяцев и является самой продолжительной среди алкогольных продуктов. Кроме того, регулярно проводятся исследования по изучению и оценке воздействия САНов на организм. Их результаты показывают, что посттоксикологический синдром от употребления алкоэнергетиков, то есть выход из состояния, которое сопровождается зачастую головными болями, короче, чем в случае с крепкими напитками. Все это перекликается с исследованиями в американских институтах, которые доказывают, что кофеин смягчает разрушающее действие алкоголя на органы, в том числе на печень.

— То есть, по вашим словам, алкоэнергетики наносят меньший вред организму, чем напиток аналогичной градусности без содержания кофеина?

— Алкоэнергетик, как подтверждают исследования Института наркологии и токсикологии, не вреднее, чем просто раствор спирта и воды. Подобные исследования проводятся на крысах, но в последнее время это делается на добровольцах, и результаты что у нас, что за рубежом практически аналогичные. У сторонников запрета алкоэнергетиков нет никаких научных данных, никаких цифр, доказательной базы, только эмоции. В той же Архангельской области законопроект появился после того, как у друга какого-то депутата местного Архангельского горсовета сын напился какого-то алкоэнергетика до смерти.

— Есть ли какие-то нормы относительно безопасного употребления слабоалкогольных коктейлей? Ведь в нем содержится кофеин, большое количество которого употреблять небезопасно...

— У нас на продуктах указано, сколько можно выпить за один день. При этом ни на одной бутылке водки не написано рекомендуемых доз. Просто пишут: «Чрезмерное употребление опасно для здоровья». Но что такое чрезмерное употребление, как оно измеряется? Каждый сам определяет. Напиваться слабоалкогольными коктейлями в принципе глупо — дешевле и проще купить водки и разбавить ее до нужной консистенции. Зачем запрещать коктейли, когда в барной культуре одним из популярнейших коктейлей является сочетание водки с энергетиком? Давайте запретим тогда и ирландский кофе, ведь это кофе и алкоголь — алкоэнергетик в чистом виде.

С содовой

— А сами пьете «Ягуар»? Например, с друзьями на даче…

— В силу того что слабый алкоголь у меня постоянно перед глазами, пью редко, если вы имеете в виду именно «Ягуар». Мне больше нравятся коктейли другого порядка, иногда это может быть джин-тоник. Зная стандарты производства, я уверен в качестве этой продукции.

— Какой у вас любимый алкогольный напиток?

— Я крепкий алкоголь пью в основном в разбавленном виде. Из готовых низкоградусных напитков и алкоголя в целом это вино либо пиво, либо коктейли, но нехитрые, что-то вроде виски с содовой…

— У вас двое совершеннолетних детей. Как вы отнесетесь, если они на вечеринке с друзьями будут пить алкоэнергетик или джин-тоник? Не будете против?

— Мое отношение будет хуже, если я увижу их употребляющими водку. Но даже приехав на следующий день после вечеринки на дачу и увидев там бутылки из-под крепкого алкоголя, я знаю, что все это употребляется в разбавленном виде, в виде коктейлей, и это меня успокаивает. Не вижу серьезной проблемы в том, что мои дети употребляют слабый алкоголь. Было бы гораздо хуже, если бы они предпочитали напитки покрепче.

— Если все-таки слабоалкогольные напитки или алкоэнергетики запретят в России, есть ли у отрасли какой-то план «Б» на этот случай? Например, сможете ли перейти на выпуск безалкогольных напитков?

— По сути, плана «Б» у отрасли нет. Оборудование на всех заводах «заточено» под производство слабого алкоголя. Это высокоскоростные и очень недешевые линии. Сейчас они еще обременены уникальным оборудованием по наклейке акцизной марки. Нигде в мире на алюминиевую банку этикетка не клеится, потому что сама банка является этикеткой. А у нас, с введением марки, производители под спецзаказ для России разрабатывали этикировочные машины. Одна машина стоит от 400 тыс. до 600 тыс. евро. Это тоже инвестиции, на которые в прошлом году пришлось пойти практически всем заводам.

— Если исключить все эти этикеточные наклеиватели, то, как я понимаю, заводы технологически реально перевести на розлив безалкогольных напитков.

— Теоретически это возможно, но только рынок безалкогольных напитков в нашей стране, как и во многих других странах, почти полностью консолидирован в руках двух основных мировых гигантов. Все остальные производства — локальные. Возможностей для вывода на федеральный рынок безалкогольных напитков практически нет. Это очень большие деньги для создания, формирования брендов и так далее, а во-вторых, ни Coca-Cola, ни Pepsico просто так долю рынка никому не отдадут. Если введут тотальный запрет на слабый алкоголь, это будет означать банкротство большинства заводов, увольнение сотрудников, явную потерю налогов, в том числе местных. Кому это надо? При том что люди все равно будут потреблять алкоголь. Наверное, опять, судя по последнему году, потребление перейдет в сторону крепкого алкоголя. Что с этим крепким алкоголем будут делать, будут ли его пить в чистом виде, либо разбавлять — это уже неконтролируемый процесс.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Ритейлеры заявили о мошенниках, портящих технику ради компенсации Бизнес, 11:46
В CryptoQuant оценили спад продаж биткоинов майнерами перед халвингом Крипто, 11:46
«Газпромбанк Лизинг» на FinAuto рассказал об адаптации рынка лизинга Пресс-релиз, 11:46
В WADA заявили, что пока не получили от России взнос за 2023 год Спорт, 11:45
Вице-канцлер Германии спустился в убежище из-за тревоги в Киеве Политика, 11:40
Названы мегаполисы России с максимальным ростом цен на машино-места Недвижимость, 11:40
Президент Литвы сообщил о задержании подозреваемых в нападении на Волкова Политика, 11:35
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Швед повторил достижение Овечкина по самой быстрой шайбе в овертайме Спорт, 11:31
Доктор зло: как страны пытаются удержать в узде искусственный интеллект Pro, 11:29
В Институте русского языка сменили ректора Политика, 11:28
В Москве завели новое дело о госизмене Политика, 11:19
Must-have в e-commerce: опыт крупных брендов РБК и Яндекс Реклама, 11:13
Губернатор Ставрополья исключил угрозу жизни летчикам упавшего Ту-22М3 Общество, 11:09
Внутренний рынок конечен. Где ждут российские IТ-решения Pro, 10:59