Регионы ужесточают правила работы игорных заведений
Однако согласно проекту закона, городские казино смогут продолжить работу вплоть до 1 июля 2009 года при условии их соответствия нормативным требованиям федерального законодательства к заведениям такого рода.
В Москве также возможен запрет на работу игорных заведений. Группа депутатов Госдумы "Наша столица" планирует собрать 50 тысяч подписей в поддержку проекта закона, запрещающего в Москве игорные заведения уже с 1 января 2008 года. 50 тысяч подписей будет достаточно, чтобы Мосгордума начала рассматривать проект закона.
"Российская газета" и "Известия" сегодня посвятили свои аналитические материалы изучению ситуации, сложившейся в ходе реализации Федерального закона в части запрета залов игровых автоматов.
Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", принятый Госдумой в декабре прошлого года и одобренный Советом Федерации, предписывает регионам привести свои законодательства в соответствие с новым законом до 1 июля 2007 г.
В соответствии с положениями закона игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений. При этом земельные участки, входящие в состав таких территорий, и соответствующие объекты инфраструктуры могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Решение о создании таких зон принимает правительство РФ по согласованию с органами государственной власти субъекта Федерации. На территории России одновременно смогут функционировать только 4 игорные зоны в следующих регионах — Калининградская область, Алтайский и Приморский края, а также на границе Краснодарского края и Ростовской области. Срок действия таких игорных зон не ограничен.
Как отмечает сегодня "Российская газета", закон принят не очень давно, но о нем потихоньку забывают, хотя закон продолжают активно обсуждать. И тут есть два момента. Во-первых, центр обсуждения сместился в регионы, от решения которых много зависит и в финансовом, и в общественном, и в экономическом смыслах. Во-вторых, времени на обсуждение осталось крайне мало. Если воспользоваться спортивной терминологией, то основное время вообще закончилось, а "добавленное" — до 1 июля 2007 года — тает, словно мартовский снег.
К уже упомянутому 1 июля 2007 года все субъекты РФ должны привести свое законодательство в полное соответствие с федеральным законом. Федеральный законодатель предложил несколько вариантов действий региональных властей. Первый - игорный бизнес на территории региона запретить. Преимуществ у первого варианта немного, говорится в статье "Российской газеты", но есть. Например, можно заработать политические очки. Минусы тоже есть и их, говорится в статье, значительно больше. Они бьют в основном по региональному налоговому карману. Известно, например, что налоги с игорного бизнеса прямиком попадают в местные бюджеты. По некоторым подсчетам, в ряде регионов доля так называемого "игорного налога" достигает 30% в местных бюджетах. Может быть, это и своего рода перегиб с точки зрения экономической, но бюджет, в одночасье лишенный 30 процентов "веса", при всех политических выгодах будет всегда менее весомым.
Второй вариант подразумевает небывалое ужесточение правил работы игорных заведений в соответствии — опять же — с федеральным законом. Эксперты говорят в этом случае о таких мерах, которые в рамках законодательных актов, всякого рода распоряжений и указов приведут к закрытию примерно 60—80% мелких и средних заведений игорного бизнеса. Оставшиеся игорные предприятия могут составить 20-40% от общего числа. Уровень их прозрачности, соответствия налоговому и другим видам законодательства должен быть очень высок. Но главное, как считают эксперты, именно они в оставшееся до 2009г. время будут продолжать пополнять местные бюджеты и смогут обеспечить нормальную перестройку региональной бюджетной политики в переходный период. Так, опыт жесткого регулирования игорного бизнеса в Москве и Московской области привел к сокращению количества игорных заведений чуть ли не на 80 процентов, а налоговые поступления даже выросли.
В своей статье "Известия" обращают внимание на то, что региональные власти поспешно, подчас не просчитав социально-экономических последствий, стали запрещать у себя игровую деятельность. Например, в этом году бюджет Саратовской области может потерять более 500 млн руб. Запланированные поступления от налога на игорный бизнес по Челябинской области в 2007 году должны составить 378,6 млн руб., что на 0,9%, или на 3,2 млн руб., больше объема фактических поступлений в областной бюджет за 2006 г. Издание отмечает, что налоговые поступления от игорных заведений вполне сопоставимы со статьями расходов региональных бюджетов на социально значимые нужды. Более того, запреты принимаются уже в условиях давно принятых и исполняемых региональных бюджетов, которые рассчитывались в том числе и с учетом налоговых поступлений от игорных заведений.
Также, по мнению журналистов "Известий", помимо сокращения налоговых поступлений, запрет таит в себе ещё одну более серьезную для регионов опасность. Он влечет за собой коррупцию и криминализацию игорного бизнеса, т.к. принятие решения о полном запрете игорного бизнеса может привести к резкому росту числа подпольных заведений. Дело в том, что находящееся на территории субъекта РФ игорное оборудование после введения запрета нельзя будет легально реализовать или транспортировать в другие регионы, за исключением новых игорных зон. Можно предположить, что оборудование может остаться в регионе, а это большой соблазн к созданию на его базе нелегальных клубов. "Известия" также пишут, что запретительные меры дезавуируют саму идею создания игорных зон, так как компании лишаются экономической базы для переезда в "резервации" в 2009 году. В итоге если мелкие игроки уходят в подполье, то оставшимся компаниям будет проще переориентировать свой бизнес на другие государства, что может повлечь отток значительного капитала из страны.
Среди преимуществ, отмечает "Российская газета", которыми обладает вариант максимального ужесточения правил работы игорных заведений, можно выделить, помимо стабильных налоговых отчислений, такой важный момент, как сохранение весьма значительного количества рабочих мест. В целом же они должны представлять вполне цивилизованный игорный бизнес, что подразумевает следующее: государственные лицензии, учет и контроль налогов, госстатистика, пенсионное и медицинское страхование, чистая "белая" зарплата, соответствующая бухгалтерия, прозрачная премиальная система, охрана труда, социальный пакет для работников и многое другое. Все это радикально отличается и, как считают специалисты, не имеет ничего общего с теми негативными явлениями, которые действительно существуют в игорном бизнесе, но относятся в первую очередь к действиям людей нечистых на руку, корыстным и криминально зависимым.
Что касается сохранения рабочих мест, то, по разным подсчетам, на начало 2007 года в игорном бизнесе было занято более 500 тысяч человек. Это, как правило, люди с доходами, значительно превышающими среднюю зарплату по стране, от которых в определенной степени, прежде всего в финансовой, зависят и члены их семей. Эксперты также отмечают, что очень малое их число легко снимутся с насиженных мест и поедут на Алтай, в Приморье или даже в Краснодар. Поэтому для них переходный период именно то время, когда можно будет в спокойном режиме подыскать другую работу, получить, новую профессию и т.д.
Кроме того, в статье отмечается, что примерно 80% людей, занятых в игорном бизнесе, составляют молодые люди в возрасте до 27 лет. Это весьма активная и инициативная часть населения, но малозащищенная в силу опять же своего возраста и небольшого жизненного опыта. Для этих молодых людей оказаться на улице — значит испытать не только материальные потери, но и получить своего рода моральную травму, реабилитация после которой будет идти мучительно долго.
В связи с этим, говорится в статье "Российской газеты", в скором времени многие регионы будут решать – оставлять ли им игровые заведения, как и разрешает закон до 1 июля 2009г., или уже сейчас начать переписывать бюджеты, которые недополучат в среднем до 30% доходов после закрытия игровых залов.