Минтранс назвал виновных в предновогоднем авиаколлапсе
Издание ссылается на доклад министра транспорта Игоря Левитина, согласно которому в результате погодных катаклизмов 26-28 декабря был задержан 801 рейс и отменены 408 рейсов. В аэропортах задержались 20 тыс. человек.
Ответственность за сбойную ситуацию в Домодедово министр возложил на энергетиков (МОЭСК), которым понадобилось четыре дня на полное восстановление электроснабжения, прекращенного в результате падения обледеневших деревьев на ЛЭП. "В зарубежных странах электроснабжение к таким объектам подводится под землей, что позволяет избежать сбоев и минимизировать возможность террористических актов", - подчеркнул он.
Также вина лежит на администрации аэропорта, которая не смогла объективно и своевременно оценить обстановку: не была объявлена чрезвычайная ситуация, не было закрытия терминала с эвакуацией пассажиров. Следствием этого стало увольнение гендиректора аэропорта Вячеслава Некрасова.
В Шереметьево, согласно выводам комиссии, основные проблемы возникли в терминале D "Аэрофлота". Причиной стало "ненадлежащее исполнение обязанностей" менеджерами компании. "Штормовое предупреждение авиакомпания получила заблаговременно, но не позаботилась об обеспечении своих потребностей в противообледенительной жидкости", - пояснил министр.
Виновным в авиаколлапсе был признан и территориальный отдел Росавиации, который не обеспечил "превентивные меры".
Для предотвращения подобных проблем в будущем министр предложил предусмотреть 30-процентное резервирование энергетической потребности аэропортов, наделить Росавиацию функциями по мониторингу задержек и отмен рейсов, организовать производство антиобледенительной жидкости в России и установить требования по ее запасу в аэропортах. Перевозчиков необходимо обязать создать систему информирования пассажиров и установить терминалы, позволяющие возвратить билет в случае отмены или задержки рейса; операторов аэропортов и авиакомпании - разработать планы по координации действий в чрезвычайной ситуации через внесение изменений в Воздушный кодекс и Федеральные авиационные правила (не позволяющие, например, даже в экстренных случаях выпускать рейсы без питания и багажа). Министр также предложил изучить вопрос о присоединении России к Монреальской конвенции.
Справка:
Главная особенность Монреальской конвенции в отсутствии лимита ответственности авиаперевозчика. Она вводит двухуровневую систему ответственности: первый означает объективную ответственность в размере около 135 тыс. долл. независимо от вины авиакомпании, а второй основывается на презумпции вины авиаперевозчика и не предусматривает ограничения ответственности. Согласно этой конвенции, вина за все, что может случиться с пассажирами во время полета, изначально возлагается на авиаперевозчика.
Действующая в РФ Варшавская конвенция устанавливает предел ответственности в случае смерти или телесного повреждения пассажиров в размере порядка 8,3 тыс. долл. При этом пассажиры вынуждены доказывать в судах, что ущерб их здоровью был причинен по вине авиаперевозчика.