Внешняя политика-2016: десять новогодних пожеланий
Наступающий год не будет простым для России на внешнеполитической арене. Какие ключевые проблемы нам предстоит решить?
«Политика есть искусство возможного». Руководствуясь этим общеизвестным высказыванием Отто фон Бисмарка, приходится соизмерять надежды на лучшее будущее с трезвой оценкой сурового настоящего. А потому нужно сразу же отмести многие более чем привлекательные, но крайне малореальные пожелания российской внешней политике. В наступившем году вряд ли удастся покончить с международным терроризмом или восстановить «перезагрузку» с Америкой, превратить рубль в мировую резервную валюту или ввести безвизовый режим в отношениях с Европейским союзом.
Реальность же такова, что Россия вступает в очередной сложный год; мощная инерция нынешних негативных тенденций будет сдерживать возможности позитивных сдвигов. Тем не менее эти возможности есть всегда — даже в самых тяжелых и неблагоприятных условиях. Что можно было бы считать внешнеполитическими успехами России в наступившем году? Что даст нам основания через 12 месяцев заключить, что 2016 год оказался удачным для России?
Украина
Вряд ли кто-то может надеяться, что в наступившем году удастся «окончательно» разрешить украинский кризис. Проблемы политического статуса Донбасса, конституционных реформ, социально-экономического возрождения страны, определения места Украины в европейской архитектуре безопасности даже при самом удачном стечении обстоятельств потребуют значительно большего времени. При этом трудно предположить, что в этом году произойдет какая-то существенная корректировка стратегии Киева, даже если нынешнее правительство Арсения Яценюка уйдет в отставку. Успехом для России было бы уже недопущение очередной вспышки военного конфликта в Донецкой и Луганской областях, продолжение минского процесса (с возможным изменением его формата), минимизация отрицательных последствий создания зоны свободной торговли между Украиной и ЕС для двусторонних российско-украинских торгово-экономических отношений.
Западные санкции
Понятно, что с «крымским» пакетом западных санкций в наступившем году сделать ничего не удастся. А вот основной «секторальный» пакет, связанный с событиями на востоке Украины, при определенных обстоятельствах может быть пересмотрен. Оптимисты полагают, что эти санкции вообще будут отменены летом 2016 года, по крайней мере Европейским союзом. Вероятность такого решения пока оценить трудно. Но даже если этого добиться и не удастся, любое изменение вектора западной политики — отказ от дальнейшей эскалации санкций, частичное смягчение или уточнение санкционного режима — было бы уже крупной победой российской дипломатии. Конечно же, российской победой можно будет считать и реализацию проекта «Северный поток-2» вопреки ожесточенной критике со стороны некоторых стран Евросоюза.
Международный терроризм
Ушедший год стал годом беспрецедентного обострения глобальной террористической угрозы, и несложно предсказать, что в году наступившем мир станет свидетелем новых крупных террористических актов, от которых, к сожалению, не застрахована и наша страна. Терроризм — долгосрочная проблема, требующая настойчивых и последовательных усилий от всего международного сообщества. Хотелось бы пожелать российской политике в 2016 году заложить хотя бы фундамент для последующего формирования глобальной антитеррористической коалиции, включающей активное взаимодействие спецслужб, координацию миграционных стратегий, обмен накопленным опытом в профилактике политического экстремизма и религиозного радикализма, содействие межконфессиональному диалогу и пр.
Сирия
Сирийский кризис, как и украинский, не имеет легких и быстрых решений. На протяжении последних пяти лет ситуация в Сирии и вокруг Сирии лишь обострялась, год от года обрастая дополнительными осложнениями. Будущий год мог бы стать годом решительного перелома, когда от накопления проблем удастся перейти к их решению. Это предполагает не только военную победу над силами ИГИЛ (организация запрещена в России), но и предотвращение распада сирийской государственности. А также начало политического транзита в Сирии, включая формирование коалиционного переходного правительства, конституционную реформу и подготовку выборов. Скорее всего, Башар Асад еще встретит 2017 год в кресле президента, но картина будущего постасадовской Сирии к концу наступившего года могла бы обрести большую ясность, чем сегодня. Разумеется, Россия может и должна стать одним из ключевых игроков в сирийском урегулировании.
Ближний Восток
Трагические события в Сирии — отражение глубоких и многогранных проблем обширного региона Ближнего Востока и Северной Африки. В наступившем году нельзя исключать дальнейшего обострения ситуации в Йемене, Ливии, Ираке, Ливане и даже в Египте и других внешне стабильных арабских странах. Назрела задача формирования новой системы коллективной безопасности региона, способной обратить вспять крайне опасные дезинтеграционные процессы. Конечно, эта грандиозная задача не будет решена в 2016 году, но Россия способна перевести эту задачу из формата абстрактных теоретических обсуждений в формат практических политических консультаций.
Турция
Острый кризис в отношениях России и Турции стал, наверное, одним из самых неприятных сюрпризов богатого на неожиданности 2015 года. Отношения между двумя традиционно дружескими странами испорчены всерьез и надолго. И что бы ни случилось в наступившем году, возвращения к былому партнерству уже не будет. Но Турция в 2016 году останется соседом России, существенно влияющим на ситуацию на Ближнем Востоке, в Черноморском регионе и на Кавказе. Взаимные экономические интересы наших двух стран также останутся весьма значительными. В этих условиях российской политике в наступившем году крайне важно найти устойчивый баланс принципов и прагматизма, негативных и позитивных инструментов воздействия на Анкару и, разумеется, учитывать существенные различия между нынешним руководством Реджепа Тайипа Эрдогана и турецким обществом в целом.
Соединенные Штаты
Наступивший год не станет судьбоносным для отношений между Москвой и Вашингтоном: в США уже началась президентская избирательная гонка, администрация Барака Обамы имеет все меньше возможностей для новых внешнеполитических инициатив, и серьезно взяться за «российское досье» придется уже победителям на ноябрьских выборах. Тем не менее было бы ошибкой не попытаться уже в 2016 году восстановить основные механизмы российско-американского взаимодействия, разрушенные в последние годы. Это особенно касается военно-политических и военно-технических контактов, консультаций и переговоров хотя бы на уровне советско-американского взаимодействия в период холодной войны.
Европейский союз
Многочисленные планы и проекты строительства Большой Европы от Лиссабона до Владивостока едва ли будут востребованы в Москве или Брюсселе в наступившем году. Но энергичная и наступательная российская дипломатия вполне способна заложить основу для новых прагматичных отношений с Евросоюзом. С одной стороны, необходимо сохранить те сферы отношений, которые имеют наименее политизированный характер — сотрудничество в образовании, науке и культуре, приграничное взаимодействие, партнерство регионов. С другой стороны, не менее важно выявить новые точки роста в этих отношениях — управление миграциями, глобальным климатом, борьба с наркоторговлей, создание трансконтинентальных транспортных коридоров.
Евразийский экономический союз
В условиях, когда на западном направлении Россия будет по-прежнему сталкиваться с очень серьезными ограничениями, роль евразийского интеграционного вектора становится еще более важной. Недавнее послание председателя Европейской комиссии Жан-Клода Юнкера Владимиру Путину говорит о том, что надеяться на органичное и равноправное взаимодействие ЕС и ЕАЭС пока не приходится: во всяком случае это не перспектива 2016 года. А вот для самих участников ЕАЭС наступивший год может оказаться определяющим и в плане отработки уже созданных институтов и механизмов, и с точки зрения поиска новых моделей экономического сотрудничества. Если членам ЕАЭС удастся в 2016 году продемонстрировать хотя бы скромную позитивную экономическую динамику, это уже можно будет считать крупным достижением. Если сползание в кризис продолжится, то будет нарастать и угроза центробежных тенденций, противостоять которым дипломатическими инструментами вряд ли получится.
Китай
Прошедший год должен был отрезвить романтиков, убеждавших себя и всех остальных в способности России легко и оперативно заменить Запад Китаем в качестве основного торгового партнера и главного источника инвестиций и новых технологий. При весьма интенсивном российско-китайском общении на протяжении года в экономическом плане 2015 год оказался едва ли не худшим годом с начала столетия. Главной задачей года наступившего, по всей видимости, должно стать резкое повышение качества нашего сотрудничества, включая не только его экономическую составляющую, но и такие направления, как научно-техническое, образовательное, культурное и гуманитарное.