Амнистия прошла по срединному пути
Кремль внес в Думу проект постановления о широкой амнистии, приуроченной к 20-летию Конституции. К категории тех, кого предписывается освободить, отнесены несовершеннолетние, женщины с несовершеннолетними детьми, беременные женщины, лица пенсионного возраста, инвалиды I и II групп и ряд других граждан, осужденных на срок менее пяти лет и привлеченных к ответственности впервые.
Кроме того, под амнистию попадут совершившие преступления по статьям с более продолжительными сроками — за участие в массовых беспорядках и призывы к ним и хулиганство. Это означает, что по амнистии выйдут на свободу фигуранты ряда громких дел — участницы группы Pussy Riot, участники акции «Гринпис», а также некоторые из обвиняемых по «Болотному делу». Те фигуранты этого дела, которые обвиняются в применении насилия к представителям власти, снисхождения Думы и президента не получат.
Завершить исполнение амнистии планируется в течение полугода после ее принятия Думой.
Марк Фейгин, бывший адвокат Pussy Riot
Если я правильно понимаю, проект амнистии является чем-то средним между тем, что подготовил СПЧ и что корректировала администрация президента. У СПЧ был максимально широкий вариант, администрация, наверное, имела несколько более жесткий проект.
Если мы говорим о громких делах, это не значит, что мы не думаем о 20—25 тыс. человек, попадающих под амнистию. Толоконникова и Алехина — это портрет среднестатистической молодой мамы, которая находится под тяжкими обвинениями. Применение амнистии к части «болотников», Pussy Riot и «Гринпис» — некоторое расширение относительно того, что прежде декларировалось.
Амнистия — документ, принимающийся Думой в одном чтении, и даже президент его не подписывает. Как депутат я участвовал в принятии амнистии 1994 года — по отношению к гэкачепистам и участникам событий 1993 года. Тогда сама Дума вырабатывала проект амнистии и принимала его. Причем президентская администрация его не поддерживала.
От Путина ждали меньшего. Наверное, на это есть свои какие-то соображения: Олимпиада, события на Украине.
Николай Сванидзе, член СПЧ
Это соответствовало нашим ожиданиям после того, как мы узнали о разговоре Путина с Лукиным и Федотовым. Он ясно дал понять, как будет выглядеть проект амнистии, который он отправит в Думу, и не обманул. У каждого будут свои оценки степени успешности действий СПЧ. СПЧ предложил вариант широкой амнистии, а президент, насколько мне известно, к сторонникам широкой амнистии не относится. Ясно было, что он его сузит.