Смерть Брежнева: точка невозврата
Здоровье генсека, слабевшего на глазах у миллионов своих соотечественников в течение десятилетия, подкосил случай, произошедший 23 марта 1982 г. Тогда во время визита Л.Брежнева в Ташкент рядом с политиком обрушились мостки с приветствовавшими его рабочими. Телохранители вынуждены были буквально прикрыть генсека своими телами. Второстепенное происшествие, в ходе которого и коммунистический лидер сломал ключицу, стало началом конца для эпохи Брежнева и развитого социализма в целом.
О том, что советский лидер болен, знали все. В 1970-е политик перенес серию инсультов. От последствий приступа 1976 г. Брежнев в полной мере оправиться не смог, но в отставку уходить не стал. В руководстве Политбюро так и не успел сложиться консенсус по поводу кандидатуры нового вождя. Как показали дальнейшие события, куда двигаться дальше, советские руководители, не желавшие торопить события, не понимали и в 1982 г.
А до того Брежнев, не властолюбивый по характеру, продолжал править. По отзывам современников, старушки жалели слабевшего на глазах генсека: такой старенький, а работать заставляют. Иначе относилась к Л.Брежневу иностранная пресса: " Каждый раз, когда эта тучная фигура отваживается выйти за кремлевские стены, внешний мир внимательно ищет симптомы разрушающегося здоровья. Во время ноябрьских встреч в 1981 году с Гельмутом Шмидтом Брежнев едва не падал при ходьбе. Временами он выглядел так, будто не может протянуть и дня", — писал американский журналист Симон Хед.
О том, что Л.Брежнев умер, советские власти сообщили с опозданием на сутки, 11 ноября 1982 г. К этому времени советские граждане уже успели догадаться о случившемся. На экстраординарное событие указывали перемены в сетке центрального телевещания - традиционный концерт в честь дня милиции был отменен, вместо него показывали сталинский фильм "Депутат Балтики". Вместе с тем, вот-вот должно было наступить совсем другое время.
Похороны Л.Брежнева – первые государственные со времен сталинских – отпечатались в народной памяти. Так, широкое распространение получила легенда, будто гроб с телом генсека не удержали и с грохотом уронили на дно могилы. На деле, это были отдаленные залпы траурного салюта.