Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Посол России ответил Польше на слова о документах про восстание в Варшаве Политика, 19:41 Три вопроса о правительственном кризисе на Украине Политика, 19:36 Депутаты предложат лишать свободы за финансирование партий из-за рубежа Политика, 19:27 Суд арестовал заммэра Ярославля по подозрению в получении взятки Общество, 19:14 Адвокат Ротенберга сообщил о планах подать апелляцию по иску к банкам ЕС Бизнес, 19:08 Путин и Меркель по телефону обсудили предстоящую конференцию по Ливии Политика, 19:00 Российские биатлонистки показали худший в сезоне результат в эстафете Спорт, 18:59 Эминем без анонса выпустил новый альбом Общество, 18:55 Что случилось за день. Главные новости РБК Общество, 18:54 В Санкт-Петербурге семь человек пострадали в ДТП с автобусом Общество, 18:50 Как продавать и покупать вещи на сайтах объявлений Тренды, 18:46 Американский регулятор опубликовал стенограмму допроса Дурова Технологии и медиа, 18:40 Чего хотят от нанимателей синие воротнички Pro, 18:34 Модель Пунтус назвала случайностью свое падение из окна Общество, 18:32
Общество ,  
0 

Альфа-банк заработает на малом

Фото: Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

В условиях ухудшения качества кредитных корпоративных портфелей банки начали активно развивать транзакционный бизнес в отношении небольших компаний. Альфа-банк признал это направление стратегическим и ввел в правление Михаила Повалия, отвечающего за работу с малым бизнесом.

Как стало известно РБК daily, в правление Альфа-банка вошел Михаил Повалий, который возглавляет блок «Массовый бизнес» с 2010 года. Таким образом, кредитная организация признала это направление важным наравне с розничным и корпоративно-инвестиционным, руководители которых уже представлены в правлении (Алексей Коровин и Максим Першин соответственно).

«У многих сложилось впечатление, что Альфа-банк только для больших компаний, мы стараемся развеять этот миф», — поделился своими планами в новой должности г-н Повалий. Он пришел в кредитную организацию в 2005 году и развивал розничный региональный бизнес. До этого г-н Повалий занимался продажами в компаниях FMCG-сектора. Опыт работы в ритейле и рознице помог г-ну Повалию выстроить работу с массовым бизнесом. Кредитная организация сосредоточилась именно на транзакционном обслуживании этого сегмента, в результате в общем объеме доходов по сегменту малого бизнеса комиссионные доходы составляют 85%, а доходы от кредитования — всего 15%.

«За последние три года многие банки обратили внимание на сегмент малого бизнеса именно с точки зрения расчетного обслуживания и увеличения доли безрисковых комиссионных доходов от работы с сегментом. Этой тенденции способствовало ухудшение качества кредитных портфелей банков, которые были сфокусированы исключительно на кредитовании МСБ», — объясняет интерес к транзакционному бизнесу Михаил Повалий.

Доля массового бизнеса в общем объеме комиссионного дохода от юридических лиц банка к октябрю 2013 года достигла 45%, год назад она была около 30%. «В среднем клиент в рознице приносит от 18 до 35 долл. в месяц, доходы от нашего клиента составляют от 80 до 120 долл.», — сравнивает Михаил Повалий. Он рассчитывает, что к 2016 году Альфа-банк займет долю рынка в размере 5% по количеству компаний и войдет в топ-5 банков в этом сегменте. «Сейчас у нас меньше 2% и мы в десятке», — уточняет он.

Увеличение доли комиссионных доходов от юрлиц характерно сейчас для многих банков, подтверждают представители других кредитных организаций. «Повышенное внимание к транзакционному бизнесу актуально сейчас для рынка в целом, особенно в сегменте малого бизнеса, но это также относится и к корпоративному сектору», — рассказывает начальник управления по работе с предприятиями малого бизнеса и микрофинансирования Райффайзенбанка Максим Лукьянович. Райффайзенбанк около 70% доходов в МСБ получает от операций, не связанных с кредитованием. «Кредит мы рассматриваем всего лишь как один из инструментов привлечения клиента на комплексное обслуживание, — поясняет г-н Лукьянович. — Более того, далеко не всем представителям малого бизнеса необходимо кредитование. Из наших более чем 30 тыс. клиентов лишь около 15% пользуются кредитами».

По словам вице-президента Банка Москвы Андрея Возмилова, в отличие от кредитования, транзакционный бизнес менее чувствителен к кризисным явлениям в экономике. «В ситуации замедления промышленного производства малые и средние предприятия начинают меньше инвестировать в развитие бизнеса, однако объем и количество финансовых транзакций у них снижается не столь существенно, как потребность в заемном капитале», — добавляет он, уточняя, что маржа от продажи транзакционных продуктов банка почти в два раза превышает маржу по корпоративным кредитам клиентам среднего и малого бизнеса.

Управляющий директор по развитию бизнеса СБ Банка Игорь Комягин не считает, что тренд по развитию расчетного обслуживания сегмента МСБ — это переориентация банков. «Скорее, это расширение спектра услуг, — поясняет он. — Пример подобной услуги — получение выписки из ЕГРИП для ИП при открытии счета. Услугу может предоставить банк или же клиент может получить ее у других компаний — также за деньги. Но, как показывает практика, на больших объемах — а в крупных банках количество открываемых счетов велико — стоимость таких услуг ниже».