Финские дороги страдают от потребительского бума в РФ
Казалось бы, перспективы такого рода процессов имеют лишь положительную динамику. Однако, по мнению экспертов, не все так просто, и у сложившейся ситуации очень много подводных камней. Так, весьма неприятной неожиданностью стало появление у РФ непредвиденных таможенных проблем, крайне осложнивших ситуацию на границе с Финляндией, Латвией, Литвой и Эстонией (странами, через которые пролегают основные транзитные маршруты).
Результатом подобного транспортного коллапса стало обострение отношений России с ее ближайшими соседями (особенно с бывшими республиками СССР). В последнее время появились и проблемы с Финляндией. Сейчас, по мнению экспертов, торговые отношения РФ с этим государством еще хуже, чем с США.
Здесь стоит отметить, что Россия предпочитает импортировать товары через Финляндию, а не через Санкт-Петербург, порты которого испытывают острую нехватку оборудования для разгрузки и складов. Недавно финны обвинили Москву в том, что она не может урегулировать проблему. "В прошлом году очереди на границе длились по 300 дней", - отмечает глава финской таможенной службы Ваалимаа (186 км к востоку от Хельсинки) Мика Поутиайнен. Причем он выразил мнение, что в этой ситуации виновата российская сторона, поставившая очень строгие ограничения, передает Reuters.
Начиная с 2002г. объем импорта РФ увеличился вдвое и составил в 2006г. около 3 млн тонн. Сейчас работники таможни просто не могут справиться с таким количеством грузовиков на границе. Финский министр транспорта Ану Вехвиляйнен отметил, что российская сторона пообещала уменьшить количество официальных представителей на границе с 7 до 2 человек, что должно слегка улучшить ситуацию. А президент Финляндии Тарья Халонен сообщила, что Москва пообещала принять решение, которое облегчит перевозки через границу. Однако пока эти обещания Россия не сдержала. В начале же этого месяца премьер-министры стран Балтии обратились к Брюсселю с просьбой поднять этот вопрос на следующем саммите между ЕС и Россией.
Огромное количество жалоб поступает и от местного населения, которое живет недалеко от границ. "Грузовики полностью занимают одну полосу, что создает огромные пробки и опасность движения, особенно в зимнее время, когда дороги становятся скользкими", - выражает свое недовольство местный житель Туомо Нуркка.
В принципе, у этой проблемы есть довольно простое решение - ввод электронного таможенного досмотра. Но М.Поутиайнен отмечает, что для его ввода придется заключать соглашение между ЕС и Россией, а не между Финляндией и Россией. Однако в ближайшее время решения этого вопроса не ожидается, и финское правительство уже "отложило" 24 млн евро (около 34 млн долл.) на строительство на границах новых зон ожидания для грузовиков.