Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Прежде, чем начать инвестировать: ответы на главные вопросы РБК и Финансовая платформа, 04:21 В Петербурге решили провести международную конференцию по борьбе с COVID Общество, 04:17 Более 100 экспертов подвели итоги первой волны пандемии в России Экономика, 03:50 Корабль «Союз МС-16» с тремя членами экипажа отстыковался от МКС Общество, 03:49 На Камчатке начал извергаться вулкан Безымянный Общество, 03:13 Как добывают уран «РБК Стиль» и «Росатом», 03:07 Регионы ответили на слова инфекциониста об эффективности перчаток Общество, 03:00 Как россияне поставили рекорд по расходам во время пандемии. График Экономика, 03:00 Глава Нацразведки США обвинил Россию и Иран в попытке вмешаться в выборы Политика, 02:57 МИД Армении назвал единственный путь решения проблемы Карабаха Политика, 02:26 В центре Гамалеи сравнили эффективность вакцины и лекарств от COVID-19 Общество, 02:09 Насколько вы готовы к неожиданностям в пути. Тест Совместный проект, 01:59 В США объяснили отказ продлевать ДСНВ без условий Политика, 01:35 В США сообщили о задержании россиянина по подозрению в контрабанде Общество, 01:26
Общество ,  
0 

Лобстеры подросли

Фото:Tatiana Zommer for Forbes
Фото: Tatiana Zommer for Forbes

Сеть зарегистрированных в Великобритании ресторанов Burger & Lobster, принадлежащая российскому ресторатору Михаилу Зельману, набирает популярность: в 2014 году ее выручка выросла более чем на 40% и превысила £25 млн.

Плюс 40% выручки

РБК удалось ознакомиться с годовой отчетностью зарегистрированной в Лондоне сети ресторанов Burger & Lobster Restaurant Group Limited (BLRG) россиянина Михаила Зельмана. Из отчетности следует, что BLRG в 2014 году нарастила выручку более чем на 40%: клиенты оставили в ресторанах сети £25,2 млн ($31,2 млн; здесь и далее пересчет по средневзвешенному курсу за соответствующий год) против £17,7 млн ($20,9 млн) годом ранее.

Росту выручки способствовало увеличение числа ресторанов сети в 2014  году, говорится в отчетности. Сколько именно ресторанов было открыто в прошлом году, не уточняется. Михаил Зельман не ответил на запрос РБК.

Чистая прибыль BLRG в 2014 году сократилась почти в три раза: с £807,3 тыс. ($1,4 млн) в 2013 году до £276,2 тыс. ($342,6 тыс.) в 2014-м. Уменьшение прибыли объясняется серьезными инвестициями в открытие ресторанов, считает президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров: «У Зельмана сейчас очень хорошо идут дела, поэтому он активно вкладывает в развитие новых ресторанов: например, в 2014 году открыл Burger & Lobster в Нью-Йорке», — отмечает он.

Открытие одного Burger & Lobster Зельман весной этого года оценивал примерно в £1,5 млн ($1,8 млн). ​Весной сеть насчитывала восемь ресторанов, Зельман собирался открыть еще 12 в течение двух лет. В интервью РБК Зельман рассказывал, что компания уже продала франшизу на Ближний Восток и в Скандинавию.

«Он уехал жить в Лондон»

Михаил Зельман уехал из России в 2013 году. В том же году он продал свою долю в ресторанном холдинге Food Service Capital («Арпиком», «Единая сеть питания» и др.), управляющем в России сетями Goodman, «Филимонова и Янкель» и «Колбасофф», структурам партнера — совладельца Уральской горно-металлургической компании Искандера Махмудова. Сумму сделки эксперты оценивали РБК в $120 млн. Свой бизнес в Великобритании, в том числе три ресторана Goodman в Лондоне, Зельман не продал.

Сетями Goodman и Burger & Lobster управляет компания Global Craftsmen Group. Ее акционерами кроме Зельмана являются его давние партнеры: бывший совладелец первого холдинга Зельмана «Арпиком» Илья Демичев, запускавший первые рестораны «Арпикома» в Лондоне Георгий Бухов-Вайнштейн, брат ресторатора Роман Зельман, а также бывший главный редактор газеты «Известия» (в 2004–2005 годах) Владимир Бородин, который управляет рестораном Burger & Lobster в Нью-Йорке.

В декабре 2013 года Михаил Зельман говорил в интервью журналу «Афиша», что решение покинуть страну было связано с негативным социальным и бизнес-климатом в России. «Мои ценности — толерантность, глобализация и космополитизм. Но если я эти слова произнесу на совещании в мэрии, то через пару недель выяснится, что я утаил налоги, съел всех кошек и пережарил всех собак в городе», — говорил тогда Зельман.

В интервью РБК в этом году Зельман подчеркнул, что не собирается снова начинать бизнес в России: «В той повестке дня, которая сегодня сформировалась в России, я участвовать не могу ни при каких условиях».

Русские идут

Михаил Зельман — не единственный успешный российский ресторатор, работающий на высококонкурентном британском ресторанном рынке. В 2012 году основатель ресторанного холдинга Novikov Group Аркадий Новиков вместе с партнером Александром Соркиным открыл в Лондоне ресторан Novikov Restaurant & Bar с итальянской и паназиатской кухней. Несмотря на критику в британской прессе при запуске, это один из крупнейших проектов Аркадия Новикова. Выручка одного это ресторана в 2013 году составила £25 млн, говорил Новиков в интервью российскому Forbes. Сейчас у Новикова работает пять ресторанов в Лондоне.

Создатель сети «Циферблат» Иван Митин в конце 2013 года открыл свое антикафе в Лондоне, в начале этого года запустил еще одну точку в Манчестере.

Ресторанная компания Ginza Project открыла ресторан русской кухни «Мари Vanna» в Лондоне в 2012 году. Место оказалось настолько популярным, что в нем отметил свое 30-летие принц Уильям.

В России перспектив для успешного развития ресторанного бизнеса в ближайшем будущем нет, считает владелец холдинга White Rabbit Family (рестораны White Rabbit, Luciano, Zodiac, «Че? Харчо!», «Буфет», «Ватрушка», Red Fox и Selfie) Борис Зарьков. «Меню в валюте в России сейчас выглядит смешно, — говорит он. — Если сравнивать с Лондоном, то там средний чек в ресторанах составляет £100–200, а в России — всего £20. Поднимать цены нельзя, иначе можно потерять потребителя. Ну и где интереснее работать: в России или в Лондоне?» Сам Зарьков планирует отрывать рестораны в Лондоне и Дубае и сейчас активно ищет площадки, поделился планами он.

В Европе и США развивать ресторанный бизнес сейчас выгоднее, чем в России, соглашается исполнительный директор консалтинговой компании Restсon Андрей Петраков: «Там более спокойная, прогнозируемая экономическая обстановка, — поясняет он. — Если создать интересную для потребителя концепцию, это может быть очень прибыльно».

При участии Игоря Терентьева