За что американцы ненавидят Кремниевую долину
В Северной Калифорнии все так увлеклись созданием инноваций, что совсем забыли о развитии региона. Жилья не хватает, уровень образования падает. Такими темпами штат рискует скоро превратиться просто в большой офис.
«Центр тяжести» на западном берегу
Несколько дней назад журнал The Economist опубликовал крайне негативное эссе о Кремниевой долине и ее типичных представителях, обвинив их в высокомерии, эгоизме, а также в крайней изоляции от реальности всех остальных регионов США.
Спусковым крючком нелюбви к долине послужил бурный рост экономики коллективного потребления (sharing economy). Из-за таких компаний, как Uber, Homejoy и Airbnb, не только начали снижаться прибыли консервативных игроков данных индустрий, но и люди, работающие на последних, стали терять работу. Это не могло не вызвать всеобщего недовольства.
Финансовым тяжеловесам старого толка также приходится адаптироваться к новым условиям. Во-первых, где это видано, чтобы компания на пару человек превращалась в «миллиардного единорога» на мировой бирже? Во-вторых, руководители крупнейших инвестбанков признают, что первенство в притяжении мозгов сегодня им уже не принадлежит. Конечно, Уолл-стрит нельзя совсем уж снимать со счетов, поскольку большие деньги компаний в Кремниевой долине делаются как раз умниками из Нью-Йорка. Но если раньше Уолл-стрит был центром притяжения амбициозных людей, то теперь это — Северная Калифорния.
Последним и самым сильным раздражителем является то, что Кремниевая долина успешнее, чем вся Северная Америка в среднем. Затраты на ведение бизнеса в Долине на 19% выше среднего по США, однако ВВП на одного ее жителя выше среднего по стране на целых 62%. При этом суммарная стоимость только технологических компаний Северной Калифорнии составляет более $3 трлн.
Кампусы вместо офисов
Одним из заслуженных поводов для критики становится рынок недвижимости Долины, на котором наблюдается неслыханный доселе бум. Несмотря на то что средняя заработная плата в Кремниевой долине в два раза выше средней по США и составляет примерно $100 000 в год, мало кто может позволить себе приобрести здесь жилье. Категории «приличный маленький домик или квартира в дешевом районе менее чем за $500 000» просто не существует. А аренда приемлемого качества двухкомнатной квартиры или дома составит около $3000 в месяц.
Именно недвижимость является одной из основных проблем стратегического развития Кремниевой долины. Несмотря на высокую стоимость ее аренды и продажи, спрос на жилье огромен. Компании Кремниевой долины активно привлекают сотрудников из других регионов США и стран, однако многие уже говорят о том, что ресурсы жилья в регионе скоро могут быть исчерпаны.
Американцы в алгебре не сильны
Другой стратегической проблемой Кремниевой долины является снижение качества образования. Лишь 54% выпускников 8-го класса в Калифорнии сдают экзамен по алгебре, а по количеству ученых степеней в научных, технологических, инженерных и математических дисциплинах (STEM) на 10 тыс. человек Кремниевая долина уступает таким городам, как Бостон и Остин. Другие технологические центры США — Нью-Йорк и Сиэтл — активно догоняют Кремниевую долину по количеству подтвержденных ученых степеней, показывая динамику роста выше в два раза.
Складывается впечатление, что Кремниевая долина «расслабилась» в вопросах образования и не жаждет развивать молодое население штата. Хотя, имея Стэнфорд, могла бы подсуетиться.
Не только в калифорнии
Америка — высококонкурентный рынок не только для коммерческих компаний, но и для государственных и муниципальных субъектов. Как только одна из агломераций становится олигархической, какой сегодня является Кремниевая долина, другие агломерации тут же начинают прикладывать усилия для собственного роста и развития. И у некоторых получается очень успешно. Остин и Сиэтл предлагают множество преимуществ своим резидентам.
Конечно, венчурный капитал сосредоточен исключительно в Долине, поэтому, сохраняя этот статус-кво, она будет и дальше являться центром притяжения новых компаний и тех, кто находится на стадии роста или расширяет свое влияние. Однако тенденция перебираться в другие, более дружественные регионы США очевидна.