Хрусталев, вертолет!
Компанию «Хелипорты России» подозревают в пассажирских перевозках без разрешений Росавиации. В рамках уголовного дела о незаконном предпринимательстве следователи обыскали ее офис. Владелец вертолетов и вертодрома, больше известный своей девелоперской группой НДВ, Александр Хрусталев объясняет все клеветой конкурентов.
В списках не найден
В офисе «Хелипортов России» в Красногорском районе Подмосковья сотрудники УЭБиПК ГУ МВД по Московской области в четверг, 9 июля, провели оперативно-следственные мероприятия, сообщили РИА Новости. Представитель подмосковной полиции Татьяна Петрова уточнила РБК, что обыски проводились в рамках уголовного дела о незаконном предпринимательстве, подробности не разглашаются.
Источник Интерфакса, знакомый с ситуацией, утверждает, что уголовное дело связано с пассажирскими перевозками без лицензии.
Представитель Росавиации сообщил РБК, что для перевозок пассажиров и грузов компании — не важно, вертолетной или имеющей самолетный парк — необходимо иметь сертификат коммерческого эксплуатанта и соответствующую лицензию. Но у «Хелипортов» никогда не было такого сертификата
Росавиация выдает еще два других типа сертификатов — на авиационные работы (облет трубопроводов, лесопатрульные, химические облеты и пр.) и общего назначения (для собственных нужд, частные самолеты и пр). Представитель агентства не уверен, что у «Хелипортов» не было какого-то из этих двух последних сертификатов. Но источник, близкий к Росавиации, подчеркивает, что когда компания, имея, например, сертификат авиации общего назначения, занимается коммерческими перевозками, это грозит аннулированием разрешений.
Сам Хрусталев заявил РБК, что «Хелипорты России», являясь законным коммерческим эксплуатантом, имеют все необходимые документы.«Как и в прошлом году, когда у нас прошло 17 проверок, в этот раз заявителем выступил глава компании «Аэросоюз» [также осуществляет пассажирские перевозки на вертолетах] Александр Климчук», — утверждает Хрусталев. По его словам, у «Хелипортов» — 50-процентная доля рынка, а у «Аэросоюза» — всего 2%, «поэтому Климчук и пишет».
Климчук заверил РБК, что никакого отношения к проверкам в офисе «Хелипортов» не имеет. Он рассказал, что сейчас оспаривает в суде свою 35-процентную долю в «Хелипортах России». Журнал Forbes сообщал, что изначально Хрусталев развивал вертолетный бизнес совместно с Климчуком, но в феврале 2014 года бизнесмен объявил, что союз распался.
Миллионы на вертолеты
На сайте «Хелипортов» говорится, что это «самый амбициозный проект по развитию малой авиации в России». Флагманский вертолетный комплекс расположен в Московской области, в 500 м от МКАД по Новорижскому шоссе. В 2014-м «в состав вертолетной сети вошла компания «Хелипорт Истра»», а в 2015-м к сети присоединился «Хелипорт Реутов». Идет строительство центров в Ульяновске и Калуге, ведутся переговоры по открытию площадок в Казани, Новосибирске, Краснодаре, Сочи, Ростове, Уфе, Владивостоке, Белгороде, Тюмени, Екатеринбурге. Кто именно инвестирует в эти центры, не уточняется.
Согласно концепции развития «Хелипортов» до 2019 года в московском регионе будет построено 64 вертолетные площадки, а общий парк составит более 300 бортов. Как рассказывал Хрусталев журналу Forbes в прошлом году, его инвестиции на первом этапе составили $10 млн, но в следующие годы могли бы вырасти в 10 раз.
На сайте отмечается, что «Хелипорты» предоставляют различные услуги, в том числе аренду вертолетов и аэротуризм. Аэротакси до Шереметьево брало за 15-минутный полет 3 тыс. руб. с одного пассажира. На всех услугах выходило 5–6 млн руб. в месяц, писал Forbes.
Основным бизнесом Хрусталева является продажа жилой недвижимости в Москве и Подмосковье через созданную в 1999 году группу НДВ — примерно на 100 млрд руб., сообщил РБК Хрусталев.