Ворошиловский пират
Новые законы о борьбе с пиратством в Интернете будут включать в себя возможность досудебного решения споров между правообладателем и стороной, незаконно использовавшей его творение. Кроме того, предложено составить рейтинг зловредности сайтов, согласно которому и наказывать нарушителей.
Принятая в июне версия антипиратского закона призвана защищать от интернет-пиратства кинопродукцию. Перед тем как разрабатывать законодательные меры для защиты музыки, литературы и программного обеспечения от воровства в Сети, законодатели изучат правоприменительную практику закона, который вступит в силу с 1 августа 2013 года.
На заседании совета по культуре и рабочей группы по проблемам регулирования авторских и смежных прав в сфере массовых коммуникаций при спикере Госдумы Сергее Нарышкине во вторник почти все участники дискуссии одобрили две идеи, озвученные директором Национальной федерации музыкальной индустрии Леонидом Агроновым.
Первая — это дифференциация информационных посредников. Иначе говоря, введение рейтинга зловредности сайтов. Многие интернет-ресурсы уже сейчас готовы к сотрудничеству с защитниками авторских прав, в то время как другие принципиально отказываются от взаимодействия. Критерии рейтинга вредности пока неясны, и их еще предстоит определить.
Второй элемент регулирования авторских споров, который большинство собеседников посчитали правильным, заключается в том, чтобы прописать в будущих законопроектах возможность досудебного урегулирования споров об авторских правах, когда, к примеру, владелец сайта после переговоров с обладателем согласится снять с интернет-ресурса нелегально размещенную на нем песню или книгу.
Это поможет избежать перегрузки судебной системы. По словам завотделом интеллектуальной собственности Российской академии правосудия Марины Карелиной, уже сейчас в судах ведется 4,5—5 тыс. гражданских дел по авторским правам, административных — десятки тысяч.
Возможность досудебного урегулирования уже входит в законопроект, который готовит для защиты от пиратства Министерство культуры, сообщил на заседании замминистра Григорий Ивлиев. Осенью эта инициатива будет рассмотрена на заседании коллегии министерства, а в декабре передана в правительство. Глава комитета по информационной политике Алексей Митрофанов, впрочем, на это заметил, что нельзя запретить гражданину обращаться в суд, это попросту неконституционно.
Пока своей очереди ждут музыка, книги и компьютерные игры, закон с 1 августа начнет защищать кинопродукцию. Насколько удачно, покажет правоприменение, однако юристы уже сейчас видят некоторые недоработки. Например, ст. 7.12 КоАП РФ напрямую посвящена административной ответственности за нарушения одновременно в сфере патентного и авторского права, что г-жа Карелина назвала безумием, так как авторское право — один объект, а патентное — совершенно другой.
С тревогой ждут начала августа и в «Яндексе». Директор по правовым вопросам этой компании Екатерина Фадеева заметила, что многие нормы закона трудноприменимы на практике. Она обратилась к участникам рабочей группы с просьбой не торопиться расширять в будущем ограничительные меры хотя бы на объекты промышленной собственности и товарные знаки. Г-жа Фадеева также попросила ввести ответственность за ложное уведомление о нарушении, что помогло бы крупным добросовестным ресурсам избежать атак интернет-троллей.
Депутаты очень торопились принять закон, и он не был обсужден на должном уровне, согласился депутат Роберт Шлегель, входящий в думский комитет по информационной политике. Благодаря работе совета при спикере Госдумы ошибок, надеется он, удастся избежать.
Но даже если закон о запрете кинопиратства провалится, то не по вине его авторов, так как есть и другие проблемы. Об этом сказал замруководителя аппарата правительства Денис Молчанов, указав, что система продажи легального контента до сих пор не отлажена. Г-н Молчанов признался, что хотел официально купить фильм «Ворошиловский стрелок», но не смог найти такую возможность в Интернете. Глава аппарата Госдумы Джахан Поллыева согласилась, что многие авторы сидят в тени, они заинтересованы лишь в однократном получении денег и совершенно не интересуются, как в дальнейшем используется их творение.
Самыми оптимистичными выглядели представители области программного обеспечения. Задачу-максимум поставил Сергей Плуготаренко, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций. Он считает, что Россия должна стать одной из первых стран, где новые блокбастеры будут выходить одновременно и в кинотеатрах, и в Интернете, пусть и за большие деньги.