Бизнес выжидает: рентабельность предпочтительнее роста
«Эрнст энд Янг» провела очередное международное исследование «Барометр уверенности компаний». Мы опросили 1,6 тыс. топ-менеджеров из разных стран мира и 24 отраслей. Результаты показывают, что бизнес думает о перспективах экономики и как в связи с этим управляет собственным капиталом. Особенно интересно, чем результаты российской части исследования, в рамках которой мы опросили 50 руководителей компаний, отличаются от его сводных результатов.
За последние полгода мнение российских респондентов о состоянии мировой экономики значительно ухудшилось: больше половины отметили ее спад. Пессимистов в отношении национальной экономики меньше (36%), но их количество стремительно растет (в октябре 2012 года — 7%). Почти две трети российских предпринимателей полагают, что состояние отечественной экономики улучшается либо стабилизируется. Чуть больше половины опрошенных прогнозируют рост российского ВВП в ближайший год на 1—3%, лишь 2% полагают, что он превысит 5%.
Российские компании намного более пессимистично, чем зарубежные, оценивают состояние как международной, так и своей экономики. Две трети отечественных бизнесменов считают, что госрегулирование за рубежом стимулирует рост бизнеса. Про Россию то же самое сказали только 44%.
Своей основной задачей на ближайший год половина опрошенных в России видят обеспечение роста. Поддержание стабильности основным приоритетом считают 22% респондентов (против 33% в октябре прошлого года). 72% опрошенных готовы направить свободные средства на обеспечение органического роста компании.
Заинтересованность компаний в сделках слияний и поглощений (M&A) снижается. Лишь 12% респондентов готовы приобретать новые активы. Бизнес больше заботят вопросы прибыльности, рентабельности и реструктуризации долга, чем расширения. Главными препятствиями для сделок M&A респонденты считают не способствующую их заключению правовую среду и отсутствие на рынке достаточных инвестиционных возможностей. Более того, четверть российских компаний планируют продажу своих активов в ближайший год. Они хотят сконцентрироваться на профильном бизнесе и повышении стоимости акционерного капитала. Половина всех активов на продажу сосредоточена в автопроме, 40% — в ТЭК и электроэнергетике.
Разница в оценке стоимости активов продавцом и покупателем является одним из факторов, препятствующих заключению сделок. Компании-продавцы стремятся высоко оценить активы, а потенциальные покупатели ищут скидки. Возможно, мы приближаемся к равновесию цен покупателей и продавцов. Такое равновесие имеет принципиальное значение, поскольку оно сигнализирует о том, что на рынке M&A достигнута нижняя точка, за которой следует подъем. Маятник качнется в направлении повышения цен покупателями и более выгодной реализации активов продавцами. Это также говорит о восстановлении фундаментальных экономических показателей, стабильного состояния бизнеса компаний и прочной основы для заключения сделок. И все же 62% респондентов (и в России, и в мире) считают, что в течение ближайшего года разница между ценами покупателей и продавцов останется неизменной.
Хорошим способом выхода на новые отраслевые или географические рынки является создание совместных предприятий (СП), которые позволяют обмениваться профессиональными знаниями и распределять риски. СП может содействовать оптимизации капитала и повышению эффективности. Внесение активов в капитал СП способно смягчить неблагоприятную реакцию рынка и улучшить деловую репутацию. Согласно нашему опросу, 62% российских респондентов планируют реализацию активов в форме учреждения СП (31%) или продажи бизнес-подразделения (31%).
В ходе исследования мы также оценили уверенность в доступности кредитов на международном и национальном уровнях. Девять из десяти российских респондентов полагают, что доступ к ссудам остается стабильным или улучшается. Но количество желающих финансировать сделки в основном за счет заемных средств резко сократилось — сейчас делать это готова треть компаний. Почти половина будет использовать на эти цели свободные средства.
Большинство компаний выбирают стратегии роста, связанные с низким уровнем риска. Такой осторожный подход распространился после финансового кризиса. Прежде чем принимать решения об инвестициях, компании стремятся получить доказательства того, что экономическая ситуация будет улучшаться.