Лента новостей
Главы крупнейших компаний из США изменили свои корпоративные цели Бизнес, 04:39 В команде Зеленского предрекли сложную зиму из-за спора с Россией о газе Экономика, 04:31 Гонконгская компания купила крупнейшую сеть пабов Британии за $2,7 млрд Бизнес, 03:52 Белый дом начал подготовку к борьбе с рецессией в США Экономика, 03:20 Эксперты ВШЭ назвали сроки возможного экономического кризиса в России Экономика, 03:04 Twitter отказался размещать рекламу государственных СМИ Технологии и медиа, 02:34 Эксперты заявили о потере США военного превосходства в Тихом океане Политика, 02:05 Пентагон показал видео первого теста крылатой ракеты после разрыва ДРСМД Политика, 02:04 «МЮ» упустил победу против «Вулверхэмптона» в чемпионате Англии Спорт, 01:13 Минобороны анонсировало учения с участием 128 тыс. военных Политика, 00:54 ВВС Британии заявили о перехвате двух российских Су-30 над Балтикой Общество, 00:47 Джонсон предложил ЕС изменить соглашение по Brexit Политика, 00:37 Зеленский уволил главу Николаевской области после проверки аэропорта Политика, 00:22 В Риге выбрали нового мэра Политика, 00:13
Общество ,  
0 
Прокуратура наказала 20 тыс. чиновников за игнорирование жалоб граждан
Генпрокуратура нашла 72 тыс. нарушений в том, как 20 тыс. чиновников работают с обращениями граждан: заявления рассматривают слишком долго или вовсе игнорируют. У надзорного ведомства есть схожие проблемы, указывает эксперт
Заседание коллегии Генеральной прокуратуры (Фото: Михаил Метцель / ТАСС)

Генпрокуратура в прошлом году добилась наказания для 20 тыс. чиновников, нарушивших порядок работы с обращениями граждан, рассказали РБК в пресс-службе надзорного ведомства. 6 тыс. чиновников были оштрафованы в административном порядке на 30 млн руб., еще 14 тыс. человек получили выговоры и дисциплинарные взыскания. Речь идет о случаях, когда чиновники слишком долго рассматривают жалобы или вовсе обходят их вниманием, объяснили в Генпрокуратуре. Часто должностные лица забывают сообщать гражданам о движении их жалоб или переадресуют обращения в другие ведомства, которые не должны их рассматривать. Надзорный орган также считает нарушениями «формальные немотивированные ответы» на обращения.

Всего за год Генпрокуратура обнаружила более 72 тыс. подобных проступков. Допустили их помимо прочих чиновники Роспотребнадзора, Федеральной антимонопольной службы, Росприроднадзора, Росреестра и Службы судебных приставов, а также негосударственные организации в сфере ЖКХ. Прокуроры опротестовали более 2 тыс. решений чиновников, которые пренебрегли жалобами граждан, а также внесли в госорганы 18,9 тыс. представлений. Выбор в пользу дисциплинарной или административной ответственности зависит от статуса чиновника: рядовой исполнитель может быть наказан только в дисциплинарном порядке, а его начальника могут и осудить, отметили в Генпрокуратуре. Кроме того, оштрафовать должностное лицо можно только в течение трех месяцев после того, как он допустил нарушение; если проступок был обнаружен позже этого срока, чиновнику грозит лишь взыскание.​

Росреестр за прошлый год обработал более 136 тыс. обращений граждан, и только 0,05% были рассмотрены с нарушениями законодательства, ответили РБК в пресс-службе ведомства в ответ на данные Генпрокуратуры. С начала 2017 года Росреестр получил от надзорного органа десять представлений об устранении нарушений. В Федеральной антимонопольной службе на запрос РБК ответили, что не знают о данных Генпрокуратуры, но если ФАС обнаружит нарушения в работе своих сотрудников с обращениями граждан, руководство службы «примет все меры для исправления данной ситуации». В ФССП сообщили РБК, что устраняют все выявленные прокуратурой нарушения. РБК ожидает ответа от других ведомств, упомянутых Генпрокуратурой.

Работу госслужащих «нельзя назвать клиентоориентированной», считает министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов. По его словам, сейчас уделяется большое внимание «созданию удобных сервисов для качественной обратной связи», но при этом «необходимо менять менталитет [госслужащих]». А «радикально» повысить качество работы госорганов с обращениями граждан поможет в том числе «создание действенных механизмов общественного контроля».

Закон о работе с обращениями граждан во многом устарел, поскольку «построен на советских практиках и на предыдущих технологических реалиях», сказала РБК доцент Института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман.​ По ее мнению, претензии граждан к организациям вообще и органам власти в частности должны решаться с помощью суда. В условиях существования эффективной судебной системы значительной части обращений граждан не существовало бы вовсе. «Лучшее, что сейчас есть в сфере взаимодействия граждан с органами власти, — это служба одного окна, система МФЦ и электронный документооборот», — считает Шульман.

Генпрокуратура сама часто пренебрегает обращениями, имеющими «политическую составляющую» или касающимися «высокопоставленных фигур» вроде министров или губернаторов, отметил в разговоре с РБК глава российского отделения Transparency International Илья Шуманов. Так, обращение Transparency в надзорное ведомство по поводу возможного конфликта интересов у заммэра Москвы Марата Хуснуллина было спущено в московскую прокуратуру, которая затем переслала его в мэрию. В итоге на жалобу Transparency отвечали подчиненные самого Хуснуллина, указал Шуманов. «В целом региональные прокуроры работают на порядок чище и лучше, чем Генеральная прокуратура. По нашей практике, они реагируют практически на все обращения. С Генпрокуратурой у нас полностью отсутствует коммуникация по жалобам», — сказал глава российской Transparency.