Триллиона мало
Выделяемых средств на поддержку банков может оказаться недостаточно для борьбы с кризисом. Аналитики рейтингового агентства Moody's считают, что банки не смогут заниматься кредитованием в нужных им объемах.
Достаточность падает
В декабре 2014 года правительство одобрило выделение 1 трлн руб. на докапитализацию банковской системы. К участию в программе допущено 27 банков, которые могут получить 830 млрд руб. Оставшиеся 170 млрд руб. правительство было намерено использовать для экстренной поддержки банков в 2015 году. Однако в среду, 8 апреля, в Госдуму был внесен законопроект, предполагающий сокращение объемов госпомощи банковскому сектору на 100 млрд руб. Высвободившиеся средства государство планирует потратить на поддержку Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).
Как полагают аналитики Moody's, выделенных банкам средств недостаточно для того, чтобы компенсировать снижение достаточности капитала банков, которое агентство ожидает в течение экономического спада 2015–2016 годов. «Кроме того, банкам, учитывающим в своем капитале государственные средства, будет необходимо увеличить кредитование ключевых отраслей экономики по крайней мере на 12% в течение трех ближайших лет. Это повысит риски банков», — говорится в обзоре Moody's.
Авторы обзора приводят данные, согласно которым достаточность капитала первого уровня в банках с участием государства уже находится ниже средних показателей по банковской системе. Так, если средний показатель достаточности капитала первого уровня на 1 февраля 2015 года был 8,5% (годом ранее — 8,8%), то на ту же дату этот показатель у Банка Москвы составлял 7,42%, а у другой «дочки» ВТБ — розничного банка ВТБ24 — 7,37%. Подконтрольный государству Газпромбанк на ту же дату имел коэффициент достаточности капитала первого уровня 7,5%.
«Снижение достаточности капитала банков может привести к тому, что они не смогут продолжать активно развивать свой бизнес, а значит, зарабатывать прибыль», — говорит аналитик Moody's Ольга Ульянова. По ее словам, это приведет к возникновению порочного круга: внутренние источники пополнения капитала будут ограниченны, и банкам придется снова обращаться к внешним источникам заимствований. «Не очевидно, что государство вновь охотно предоставит помощь банкам. Если госбанки еще могут надеяться на поддержку своего акционера — государства, то для частных банков пополнить капитал первого уровня будет проблематично», — считает Ульянова.
Просрочка будет расти
«Ситуация не столь критичная», — говорит аналитик БКС Юлия Сафарбакова. По ее расчетам, достаточность капитала первого уровня на 1 марта в среднем по банковскому сектору была выше 9% при минимальном значении 5,5%.
Главный экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Олег Кузьмин говорит, что оценка достаточности капитала может существенно различаться в зависимости от того, учитывать или нет послабления, которые ввел ЦБ для банков в декабре 2014 года. Тогда, в частности, регулятор разрешил рассчитывать банкам нормативы исходя из курса валют на 1 октября 2014 года.
В 2015 году на капитал банков будет оказывать серьезное влияние объем растущей просрочки. По оценкам Moody's, если по итогам 2014 года доля проблемных ссуд составляла 9,5%, то по итогам 2015 года она может вырасти до 15%. «Я не думаю, что рост просрочки увеличит риски банков, участвующих в программе докапитализации АСВ. Никто не позволит надувать кредитные портфели плохими кредитами за счет государственных средств», — считает Кузьмин. По его словам, даже если у кого-то из крупных банков возникнет риск снижения достаточности капитала ниже нормативного значения, то ЦБ может принять оперативные меры. «Например, банкам будут предоставлены дополнительные послабления или адресная помощь», — говорит Олег Кузьмин.
В конце марта Госдума одобрила во втором чтении законопроект, позволяющий банкам использовать облигации федерального займа (ОФЗ), направляемые Агентством по страхованию вкладов (АСВ) на докапитализацию банковской системы, в капитале первого уровня. Как отмечается в опубликованном сегодня обзоре Moody's, это решение позволит банкам более эффективно компенсировать возможные убытки по сравнению с первоначальным планом поддержки банковской системы, который предполагал использование госпомощи только в капитале второго уровня.