Android обязательного включения
Накануне слушания в ФАС по жалобе «Яндекса» юрист Google рассказал журналистам, что развитие сервисов компании на платформе Android не нарушает российские законы о конкуренции.
Добровольная установка
Юрист по корпоративным спорам Google Теро Луко рассказал на брифинге с журналистами, что у Google есть соглашения с производителями смартфонов о распределении прибыли при предустановке сервисов Google на платформе Android, но не раскрыл конкретных условий. Он заявил, что, по мнению компании, это не нарушает российские законы о конкуренции.
Луко выступил с заявлением накануне начала слушаний дела против Google в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) по жалобе «Яндекса». Российский поисковик обратился к регулятору с 200-страничной жалобой на действия Google на Android в феврале. «Яндекс» представил свои аргументы о том, что корпорация может вынуждать производителей мобильных устройств, устанавливающих Android, отказываться от предустановки приложений конкурентов, заключая эксклюзивные контракты на установку своих продуктов. ФАС вскоре возбудила дело, а начнет рассматривать его 13 апреля.
Юрист Google перечислил виды этих соглашений. Первое называется «Соглашение о дистрибуции мобильных приложений» (Mobile application distribution agreement, MADA): оно обеспечивает приоритетное размещение сервисам Google. Второе — договоры о разделении прибыли: этом случае вдобавок к ОС Android и пакету приложений Google (Google Mobile Services, GMS) компания получает долю прибыли от поиска (в это понятие Google включает не только контекстную рекламу в поисковой выдаче, но и выручку от поиска внутри приложений). Но в этом случае компания обязана предустановить сервисы корпорации, а не конкурентов. Отдельно стороны обсуждают, какие именно приложения будет предустанавливать производитель — он может ограничиться только поиском, но тогда получаемая доля в прибыли будет ниже.
Если производитель решит одновременно установить и приложения конкурентов, например «Яндекса», он не получит доли прибыли, уточнил Луко.
Договоры Google заключает отдельно с каждым производителем: есть договоры на глобальном уровне и ограниченные по географии. Луко не подтвердил и не опроверг, что в соглашениях упоминается «Яндекс», признав лишь, что в эксклюзивных соглашениях говорится о конкурентах.
Выжили конкурентов
Луко уточнил, что другие компании, например «Яндекс», могут предложить производителям смартфонов более выгодные условия и заключить собственные контракты о разделении прибыли. «Мы уверены, что не нарушаем российские законы о конкуренции. «Яндекс» — самая популярная в России поисковая система, он может предлагать свои условия», — заявил он. В отличие от Microsoft Google не встраивает свои приложения в операционную систему, подчеркнул он, а позиционирует ее как систему с открытым кодом. Юрист отказался уточнить, какая доля телефонов с Android в России и в мире продается без эксклюзивных контрактов. В прошлом году сразу три производителя смартфонов Android — Fly, Explay и Prestigio — не стали устанавливать сервисы «Яндекса» на свои устройства.
«В отличие от открытого Android производители получают GMS только по договору, и Google сама решает, с кем его заключить. Даже в стандартных договорах на получение GMS фактически есть ограничения предустановок других сервисов», — прокомментировала заявления юриста пресс-служба «Яндекса». Конкурирующие сервисы не могут быть предустановлены на главный экран устройства на лучшие, чем у Google, позиции, а поиск Google обязателен для предустановки по умолчанию, сказала представитель «Яндекса» Ася Мелкумова. Элементом GMS, по ее словам, является магазин приложений Google Play, который доступен вендорам «только при выполнении определенных условий сотрудничества с Google».
По ее словам, производители предустанавливают сервисы Google в рамках договора MADA. «Google выплачивает вознаграждение фактически за отсутствие конкурентов, поэтому «Яндекс» или кто-либо еще не может предложить производителям никаких альтернативных условий. Кроме того, производители выбирают между контрактом в России (если речь идет о revenue share с «Яндексом») и глобальным контрактом с Google (MADA)», — рассказала она.