Google в гостях у «Ростелекома»
Google уже хранит свои данные в российских дата-центрах, в частности, в тех, которые принадлежат «Ростелекому». Этого требует закон о персональных данных, который вступит в силу через пять месяцев.
Перенесли данные
Перенос серверов американской компании Google в Россию обсуждался в конце марта на совещании в Минкомсвязи, посвященном подготовке к вступлению в силу закона о хранении персональных данных. Об этом РБК рассказали три участника совещания — сотрудники компаний, владеющих центрами обработки данных (ЦОД), и источник, близкий к правительству. На встрече присутствовали заместители министра связи Алексей Соколов и Рашид Исмаилов, президент Ассоциации участников отрасли ЦОД Алексей Дегтярев, а также владельцы и руководители крупнейших российских дата-центров. Организатором совещания выступил интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев.
В распоряжении РБК оказалась стенограмма совещания, согласно которой один из участников сообщил о том, что Google хранит информацию на территории дата-центра его компании. «Компания Google [теперь] является нашим клиентом. У нас режимное полугосударственное предприятие», — отметил он. По его словам, Google сначала «никого к своим стойкам не подпускала» — доступ имели только ее собственные сотрудники, приехавшие из-за рубежа.
Один из совещавшихся уточнил, что с таким заявлением о Google выступил сотрудник «Ростелекома». Гендиректор сети дата-центров 3Data Илья Хала, также участвовавший во встрече, подтвердил эту информацию. Представитель «Ростелекома» Андрей Поляков подчеркнул, что компания может назвать своих клиентов только с их согласия. Представитель Google Светлана Анурова сообщила, что компания не комментирует тему хранения персональных данных.
Вынужденное расширение
Гендиректор компании StoreData Антон Платонов рассказал, что Google начала заключать договоры на размещение оборудования в России больше года назад. По его данным, сейчас у компании — десятки стоек в российских дата-центрах.
Еще один участник заседания подтвердил, что Google является клиентом нескольких коммерческих ЦОД в России, в том числе дата-центра «TрастИнфо». «В октябре 2014-го Google только-только установила около 40 стоек, которые занимали половину зала дата-центра», — отметил он. Сейчас, утверждает бизнесмен, компания арендует зал целиком и ведет переговоры об аренде стоек еще в одном зале «ТрастИнфо», добавил он. Пресс-секретарь «ТрастИнфо» Елена Богловская отказалась комментировать эту информацию.
По словам Халы, стоимость аренды сервера зависит от его параметров и конфигурации, но в среднем — это около 6 тыс. руб. в месяц. ЦОД в сети 3Data содержат от 15 до 60 стоек, в каждую стойку вмещается 30–40 серверов, добавил эксперт. Получается, аренда только 40 стоек потребовала бы ежемесячно больше 7 млн руб.
Но у Google все оборудование — стойки и сервера — собственные, не согласен один из собеседников РБК. «Компании Google был нужен только зал», — уточнил он. По его словам, аренда места под одну собственную стойку оценивается приблизительно в $2 тыс. (около 108,06 тыс. руб. по курсу ЦБ на 9 апреля) в месяц с учетом снабжения электроэнергией, кондиционирования и прочих услуг.
По данным аналитической компании PMR, в 2014 году объем рынка коммерческих услуг дата-центров в России достиг 11,7 млрд руб., что на 20,4% больше, чем в 2013 году.
Ни один из собеседников РБК не смог оценить мощности по хранению данных, необходимые Google в России.
Другие иностранцы
Хала рассказал на совещании, что зарубежные клиенты 3Data тоже начали переносить свои мощности в Россию из-за закона о персональных данных. Так, американская компания Tourmaline Labs, которая в ближайшее время выпустит на российский рынок мессенджер Ugo для смартфонов на iOS и Android, арендовала виртуальные сервера в «облаке» в одном из ЦОД 3Data. «Представители Tourmaline Labs, узнав что новый закон скоро вступает в силу, обратились к нам за помощью. Мы посоветовали им держать в России сервера, на которых будут работать российские пользователи, что они и сделали», — отметил бизнесмен.
Еще одно совещание на тему хранения данных состоится в Минкомсвязи в середине апреля, рассказал РБК Мариничев. По его словам основная цель этих совещаний — разработать стандарты, которые помогут владельцам и операторам ЦОД технически подготовиться к моменту вступления в силу 242-ФЗ.
«Вместе с Министерством связи мы должны подготовить отрасль и помочь компаниям, которые будут переносить персональные данные о российских гражданах на российские сервера, сделать это организованно и, по возможности, с минимальными издержками», — говорил Мариничев на совещании в марте.
Представитель Минкомсвязи отметил, что закон о хранении персональных данных писали депутаты, а министерство к его созданию не привлекалось, поэтому формулировки «не идеальные».