"Седьмой континент" намерен реабилитироваться на фондовом рынке
Напомним, что 12 апреля 2006г. ОАО "Седьмой континент" планирует начать размещение 10 млн 480 тыс. 603 акций дополнительного выпуска. Как говорится в сообщении компании, цена размещения допэмисии определена в размере 629,5 руб. (22,84 долл.) за акцию. Таким образом, в результате размещения компания может привлечь 6,597 млрд руб., или более 239 млн долл. По итогам допэмиссии уставный капитал "Седьмого континента" вырастет на 16,24% - с 32,259 млн руб. до 37,5 млн руб.
Между тем, по мнению экспертов, расширение доли акций, предлагаемой публичному рынку, несколько запаздывает. "Спрос на эти бумаги был бы высок и в том случае, если бы такой шаг компания осуществила немного раньше", - считает эксперт РБК по потребительским рынкам Надежда Геращенко. Однако "Седьмой континент" дотянул до того момента, когда об IPO заявили сразу несколько российских торговых сетей: в ближайшее время - к лету 2006г. - выйти на биржу намерен "Магнит", а IPO "Дикси", "Патэрсон" и "Марты" последуют чуть позже. "Есть риск, что в этих условиях интерес инвесторов к "Седьмому континенту", как первенцу на фондовом рынке среди российских ритейлеров, будет размываться, распределяясь на возможные IPO других компаний", - считает она.
С этой позицией не вполне согласен аналитик "Уралсиб-Никойл" Марат Ибрагимов. По его мнению, "сейчас интерес фондового рынка к бумагам ритейлеров по-прежнему высок и продолжает расти. Все понимают, что сетевая розница далека от насыщения, а потому возможности расширения для игроков рынка значительны. Конкуренции за финансовые ресурсы на этом рынке не наблюдается". Он считает, что даже намеченная сделка между "Пятерочкой" и "Перекрестком" по слиянию компаний может оттянуть на себя интерес инвесторов лишь через несколько месяцев, когда переговоры между этими компаниями подойдут к какому-то конкретному итогу.
Эксперт также называет намерение "Седьмого континента" привлечь финансовые ресурсы через доразмещение акций вполне своевременным. По его словам, востребованность в новых финансовых ресурсах у компании обусловлена планом возведения гипермаркетов "Наш". "Данный формат, в отличие от супермаркетов, требует возведения объектов с нуля, так как готовых магазинов такого плана не существует", - считает М. Ибрагимов.
Однако в этой связи у ряда экспертов возникает вопрос, почему компания не оперировала в полном объеме облигационными займами после своего IPO, но сразу пытается привлечь средства через размещение допвыпуска акций? Некоторые аналитики объясняют такой маневр тем, что до первичного размещения акций "Седьмой континент" активно привлекал средства на развитие, выпуская облигации. По всей видимости, к моменту IPO компания решила, что этот ресурс себя исчерпал.
М. Ибрагимов уверен, что новое размещение акций может позволить предприятию привлечь сразу крупный объем средств, в отличие от облигаций. "В форме облигаций "Седьмой континент" смог бы рассчитывать максимум на 100-150 млн долл., к тому же эти средства требуют обслуживания, и при этом уже через несколько лет (в зависимости от периода обращения) придется отвлечь значительные ресурсы для покрытия данного займа", - комментирует аналитик выбор компании в сторону допразмещения акций. При этом он добавил, что для ритейлеров есть риски, что крупный объект может потребовать более длительного срока окупаемости, нежели срок обращения облигаций. Он также полагает, что доведение free float акций компании с 13% до 25% позволит увеличить капитализацию "Седьмого континента".
Что касается рыночной позиции компании, М. Ибрагимов считает, что говорить о прямой конкуренции с "Седьмым континентом" каких-либо игроков на сегодня не приходится. Так, лидер рынка продуктового ритейла сеть "Магнит" имеет иное географическое закрепление, доминируя в регионах, а не в Москве, где сильны позиции "Седьмого континента". В то же время, с "Пятерочкой" - вторым игроком на этом рынке - "Седьмой континент" расходится по позиционированию в разных ценовых сегментах. Однако Н. Геращенко полагает, что в некоторой перспективе все же "Седьмой континент" столкнется с конкуренцией со стороны уже объединенных сил "Пятерочки" и "Перекрестка", если таковое произойдет. Хотя даже при таком раскладе рынок российского ритейла не будет испытывать "тесноты" от количества действующих игроков, говорит она.
Тем не менее, эксперты замечают, что, пока у "Седьмого континента" не решены вопросы четкого рыночного позиционирования и стратегии освоения инвестиционных ресурсов, отношение фондового рынка к эмитенту также будет неоднозначным. Так, компания пытается развивать все форматы магазинов: от дискаунтера до премиального универсама и хочет создавать гастрономические бутики. При этом сейчас группе нужны серьезные средства на создание гипермаркетов "Наш", коих у "Седьмого континента" пока только 2. Дорогих магазинов "Седьмой континент - 5 звезд" в структуре сети 27, середнячков "Седьмой континент - Универсам" 57, а столь популярного на местном рынке формата дискаунтеров у "Седьмого континента" 29 магазинов ("Пять шагов"). По данным аналитиков, самыми востребованными форматами у россиян в прошлом году оказались дискаунтеры: по росту продаж "Ашана" (прирост продаж в 2005г. 43% - до 750 млн долл.) и "Эльдорадо" (130%, 3,4 млрд долл.) обгоняют конкурентов в несколько раз. Некоторые эксперты считают это признаком того, что в России сложился американский стиль потребления, характеризующийся ориентацией покупателей исключительно на низкие цены.
Аналитик РБК В. Крохин уверен, что "Седьмому континенту" не обойтись без регионального развития, с коим пока дела у него обстоят очень неважно. На сегодня сеть присутствует только в Калининграде. В рамках регионального развития пока ставка делается только на новый проект "Седьмого континента" - гипермаркеты "Наш". "Компании не следует вести боязливую тактику в регионах, развиваясь, в отличие от Москвы, на 180 градусов - только в одном формате", - говорит он.
Таким образом, по заключению аналитиков, с целью повышения капитализации компании необходимо учесть возможные ошибки и начать действовать более смело на рынке ценных бумаг и в своем бизнес-развитии.