Пандемия коронавируса ,

Вирусологи оценили способность COVID пробуждать ретровирус в клетках

Ученые из Испании и Франции сообщили, что SARS-CoV-2 активирует в иммунных T-клетках ген эндогенного ретровируса человека. Опрошенные РБК вирусологи указывают, что никаких данных о том, что коронавирус может «влиять на ДНК», нет
Фото: John Minchillo / AP

Опрошенные РБК вирусологи оценили выводы ученых из Франции, Испании и Мексики о том, что спайковый белок (S-белок) коронавируса SARS-CoV-2 способен активировать в клетках крови ген эндогенного ретровируса человека (HERV), что впоследствии может привести к развитию хронических заболеваний.

Препринт их работы был опубликован 21 января на портале MedRxiv. В ходе экспериментов специалисты добавили рекомбинантный S-белок в культуру мононуклеарных клеток периферической крови пациентов с SARS-CoV-2. Активация гена, кодирующего белок ENV, который участвует в сборке вирусных оболочек, наблюдалась у 20–30% заболевших. Как отмечал Phys.org, ранее ученые уже наблюдали корреляцию экспрессии белка ENV в Т-лимфоцитах с тяжелым респираторным дистресс-синдромом у пациентов с SARS-CoV-2, однако точные механизмы не были ясны.

«Я не обладаю данными, действительно ли COVID-19 активирует HERV-W в иммунных Т-клетках и клетках микроглии головного мозга и обнаруживается в сыворотке и плазме крови», — сообщил РБК профессор вирусологии, главный научный сотрудник НИЦ эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи Анатолий Альтштейн.

Вирусологи назвали угрозы из-за циркуляции нескольких штаммов COVID-19
Фото:Сергей Киселев / АГН «Москва»

По словам Альтштейна, эндогенные ретровирусы человека в вирионе вирусной частицы содержат РНК, а когда они попадают в клетку, на матрице этой РНК синтезируется ДНК (ДНК — «провирус»). «Все это встраивается в клеточный геном. После этого на матрице ДНК провируса синтезируется РНК, которая приводит к образованию вирусных белков, вирионов. РНК в вирусе, потом ДНК, потом обратное РНК. В итоге образующийся вирус содержит РНК. Так размножаются все ретровирусы», — пояснил он.

Как отметил вирусолог, «эндогенные вирусы сидят в клеточном геноме, в основном — в виде испорченных копий». «И их очень много. Считается, что ДНК человека до 8% состоит из материала — остатков подобных ретровирусов», — заявил Альтштейн, отметив, что большинство из этих остатков уже не функционируют. «Но обнаруживается и полный ретровирус, который может активироваться. <...> Дело в том, что особенностью таких эндогенных ретровирусов является то, что они есть у каждого организма данного вида и в каждой клетке данного вида. Это значит, что первые зародышевые клетки, из которых возникает вид, уже были заражены вирусом. И поскольку это носит всеобщий характер — есть у всех, это означает, что эндогенные ретровирусы человека важны, были чем-то полезны. Если бы это мешало, вид бы просто не возник. Или произошло бы освобождение от вируса. Только клетки без этого вируса дали бы начало новому виду», — добавил он.

Альтштейн заявил, что коронавирусы могут действовать на любые гены, однако это не значит, что коронавирус входит в генетическую систему и становится ее частью. «Просто когда в организм приходит инфекция, она может влиять на многие функции организма. В том числе — на функции генов. Это интересная вещь, которые изучается, но не говорят об угрозе для человека, не свидетельствуют о том, что это чем-то для нас опасно», — отметил специалист.

Коронавирус реплицируется в цитоплазме, он не встраивается в ДНК клеток хозяина, заявил РБК вирусолог, профессор МГУ, доктор биологических наук Алексей Аграновский. «ДНК клеток человека содержат существенное количество чужих вставок, в том числе кусков генома ретровирусов (а ретровирусы способны встраивать ДНК копию своего генома в хромосомы хозяина). В этом ничего нового и страшного нет, такие вставки — результат древних эволюционных событий, и человечество с ними спокойно существует», — рассказал он.

Вирусологи посоветовали не воспринимать «омикрон» как живую вакцину
Фото:Mario Tama / Getty Images

Как отметил вирусолог, из работы ученых следует, что инфекция СOVID-19 каким-то образом может активировать экспрессию (то есть синтез белка) наружного гликопротеина «спящего» эндогенного ретровируса. «Не всего ретровируса, а одного белка ретровируса, это надо четко понимать», — указал Аграновский.

Авторы исследования полагают, что это может влиять на тяжесть симптомов COVID-19, никаких данных, что коронавирус может «влиять на ДНК», нет, отметил он. «Если верить данным статьи (а это все же пока препринт, не прошедший экспертизы рецензентами), то дальнейшие исследования следует направить на изучение механизма активации гена гликопротеина HERW-W (как SARS CoV-2 это делает, коротко говоря) и частоты такой активации на больших выборках. Иными словами, еще предстоит понять, насколько распространен данный феномен и какое реальное значение он имеет для симптоматики СOVID-19», — заключил Аграновский.

Инфекционист, доктор медицинских наук Николай Малышев сообщил РБК, что необходимо больше рецензированных работ на тему того, способен ли коронавирус активировать HERV-W в иммунных Т-клетках и клетках микроглии головного мозга. «Сейчас очень много гипотез, требующих проверки. Нужно время и дополнительные данные, чтобы оценить правдивость этих выводов», — считает он.

Ученые давно говорят об эндогенных вирусах человека, отметил Малышев. «Известно, что во всей эволюции человека вирусы принимают активное участие. Об этом написан ряд книг. Ничего особенно нового в эндогенных вирусах человека нет. Главное — правильная интерпретация исследования. И для того, чтобы ее получить, тоже нужно время, понимание, что данные не преждевременны», — указал он.

По словам инфекциониста, если предположить, что коронавирус активирует HERV-W в иммунных Т-клетках и клетках микроглии головного мозга, нужно понимать, что активация может быть «как в одну сторону, так и в другую», то есть как в сторону улучшения иммунной защиты человека, так и наоборот. «Есть очень много факторов, которые стоит учитывать, чтобы сделать выводы. Пока с COVID-19 мы живем всего два года, и нужно очень осторожно подходить к данным исследований», — призвал Малышев.

Кредит наличными от